Ответы к странице 139

Упражнение 279

Прочитайте каждую скороговорку четыре-пять раз подряд: сначала в замедленном, потом в обычном, затем в ускоренном темпе, стараясь не допустить ни одной ошибки.

1. Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.
2. Шила Саша шапку скоро, шов строчила шёлком споро.
3. Все бобры для своих бобрят добры.
4. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
5. Ткач ткёт ткани на платье Тане.

Упражнение 280

Приведите примеры скороговорок. Какие звуки (или сочетание звуков) в них обыгрываются?

Король — орёл. Звуки [р], [р’], [л], [л’].
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Звуки [б], [б’], [т], [п].
От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт. Звуки [п], [т].
Маленький мальчик менял марки на мячик. Звуки [м], [м’].
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Если бы Карл не крал у Клары кораллы, то Клара не крала б у Карла кларнет. Звуки [к], [л], [р].
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Звуки [д], [т], [р], [в].
Сшит колпак, да не по-колпаковски. Вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Звуки [к], [л], [п].

Упражнение 281

Чем объясняются недостатки в речи Саши? Почему стихотворение С. Михалкова названо «Сашина каша»?

• Составьте словосочетания с выделенными глаголами.

Он скажет:
«До свидания!»,
А слышится:
«До здания!»
Он так спешит с налёта
Прочесть, спросить, сказать,
Как будто тонет кто-то,
А он бежит спасать…
Когда он вслух читает,
Поймёшь едва-едва:
И звуки он глотает,
И целые слова.

Прочесть статью, спросить учителя, сказать слово.

В процессе речевого общения спешить при говорении и чтении нельзя.

Стихотворение названо так, потому что у Саши была “во рту каша”, то есть он неясно, непонятно выговаривал слова.