Ответы к странице 46

§18 Тема текста

* Сопоставьте данные темы сочинений. Определите, какая из них самая широкая. Почему? Подберите заголовки ко второй теме. Запишите их.
1. Как я провел летние каникулы.
2. Один из дней моих каникул.
3. Последние дни летнего отдыха.

Самая широкая первая тема, так как она обобщающая. 
Заголовки ко второй теме: Самый запоминающийся день моих каникул. Самый грустный день моих каникул.

Упражнение 87

Прочитайте сочинение ученика на тему «Хорошо осенью в лесу». Можно ли сказать, что учащийся раскрыл тему? Докажите свою точку зрения. (О чём можно было не писать, а о чём следовало рассказать подробнее?)
                      ХОРОШО ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ
В прошлое воскресенье мы всем классом были на прогулке. До вокзала ехали на трамвае. На электричке добрались до деревни. Оттуда отправились к берёзовой роще. Остановились мы на небольшой полянке. Девочки занялись приготовлением пищи. Мальчики принесли сухих веток ели и развели костёр. После обеда играли в волейбол, пели песни, собирали пёстрые осенние листья, последние полевые цветы. Домой возвратились поздно.

      Тема учеником не раскрыта полностью. Можно было менее подробно описать дорогу в лес, но зато стоило уделить больше внимания описанию осеннего леса, детально рассказать, чем запомнился день, какие впечатления оставил.

Упражнение 88

Учитель зачеркнул заголовок сочинения (в упр. 87) и написал «Воскресная прогулка».
Представьте, что вы были на воскресной прогулке. Она могла проходить в лесу, зоопарке, парке аттракционов и т. д., в хорошую или плохую погоду; на прогулку вы могли взять с собой своих родственников, друзей и др. Озаглавьте свой текст. Напишите такое сочинение, чтобы всем стало ясно, как прошла прогулка. Что нового вы узнали, увидели, что вам особенно понравилось (или не понравилось).

                   Поход в зоопарк
       В это воскресное утро я проснулся пораньше, потому что сегодня мой класс идет в зоопарк.
Мы собрались у оживленного входа в ожидании опоздавших. Экскурсия по зоопарку началась с экзотического, стеклянного домика−купола, в котором жили карликовые пингвины. Было очень интересно наблюдать за ними. Пингвинчики, сложив свои ручки−крылышки, красиво взлетали вверх и приземлялись точно на края бортика.
      Дальше потянулись большие вольеры с зебрами, сайгаками и другими парнокопытными, которых мы угощали яблоками. Дальше мы направились к хищникам. Ленивые и грациозные они лежали в своих клетках или медленно ходили из угла в угол. Иногда дикие кошки останавливались и разглядывали нас. Нам было даже немного страшно.
      У вольера с птицами мы немного успокоились. Гигантская черепаха на зеленой лужайке равнодушно подобрала брошенный нами апельсин и исчезла под своим панцирем. Сонный бегемот не хотел даже открывать глаза.
      В конце экскурсии мы заглянули к медведям. Каким только фокусам не научились медведи, выпрашивая у людей угощение: они качались из стороны в сторону, кружились в танце и приветственно сжимали лапы на головами.
      Выходной день подходил к обеду, и мы отправились по домам, полные чудесных впечатлений о незабываемом визите в зоопарк.

Еще один вариант ответа

                         Воскресная прогулка

        Шумной ватагой мы ввалились в трамвай, заполнив весь вагон, малолюдный воскресным утром. Саша взял с собой собаку. Мы заранее распределили, кто что возьмёт: мяч, гитару, топорик, чай, спички, котелок для чая. Оказалось, что спички забыты. В последний момент перед уходом электрички успели купить их на вокзале. В вагоне кто-то пел песни под гитару, кто-то разглядывал пассажиров, кто-то просто дремал, потому что накануне поздно лёг спать.
           От деревни к лесу вела широкая тропа. Она и вывела нас на поляну, на которой оказалось не только место для костра, но и несколько довольно толстых брёвен. На них тут же удобно устроились девочки и принялись хлопотать, разбирать пакеты с провизией.
       Мальчики пошли в лес за сухими ветками и вернулись не только с охапками хвороста, но и с семейкой подосиновиков. Как им удалось разглядеть красноватые шляпки среди пёстрой опавшей листвы?
        У нас в классе есть мастер по разведению костров одной спичкой. Тут главное — правильно сложить дрова. Начинать надо с тонких сухих веточек, постепенно подкладывая более толстые сучья.
          Оказалось, что еды взяли больше, чем смогли съесть. Самым вкусным блюдом оказалась печёная картошка. Правда, готовя её, все перемазались в золе, зато было весело. Ещё пили чай с листьями смородины и с «дымком» от костра. Непередаваемый вкус!
       Когда играли в волейбол, кто-то слишком сильно подал мяч и он улетел в кусты. Вот тут мы оценили сыщицкие качества Рекса, собаки Серёжи. Все думали, что он привирает, рассказывая о том, какой у Рекса нюх, как он умеет брать след, искать пропавшие вещи. Через несколько секунд пёс уже лаял возле найденного мяча и был очень горд, когда все его хвалили и наперебой норовили угостить колбаской.
         Домой мы везли охапки осенних пёстрых листьев и ворох впечатлений. Запах костра не выветривался от куртки целую неделю.