Ответы к странице 177

Упражнение 368

Найдите в толковом словаре учебника 2—3 слова, имеющие переносные значения. Укажите общее в прямом и переносном значениях каждого слова. Составьте распространённые предложения с выбранными словами.

1. Я не хотел упустить ни слова из разговора с учителем.

Прямое значение слова упустить — не удержав, опустить, уронить, потерять.
Переносное значение слова упустить — не использовать какую-либо возможность.
(Общее в прямом и переносном значениях слова упустить — потерять.)

2. Время бежало неумолимо вперёд.

Прямое значение слова бежать — быстро перемещаться на ногах.
Переносное значение слова бежать — быстро проходить, перемещаться, проноситься или протекать.
(Общее в прямом и переносном значениях слова бежать — быстро идти.)

3. Мои мысли постоянно вращались вокруг Димки и его новой идеи.

Прямое значение слова вращаться — совершать круговое движение относительно собственной оси либо вокруг какого-либо объекта.
Переносное значение слова вращаться — постоянно возвращаться к чему-либо, раз за разом обращаться к чему-либо.
(Общее в прямом и переносном значениях слова вращаться — двигаться вокруг чего-либо.)

Упражнение 369

Прочитайте. Какие действия человека приписываются неодушевлённым предметам в этих стихотворениях? Прямое или переносное значение имеют слова, называющие эти действия?

Заметает пурга
Белый путь.
Хочет в мягких снегах
Потонуть.

Ветер резвый уснул
На пути;
Ни проехать в лесу,
Ни пройти…

Испугалась пурга
На снегах,
Побежала скорей
На луга.5

(С. Есенин)

Пурга заметает, хочет потонуть; ветер уснул; испугалась пурга, побежала.
Слова, называющие эти действия, имеют переносное значение.

                         где?                       как?     куда?
         х |-------------------↓                   х |------------------
Испугалась пурга на снегах, побежала скорей на луга.
(=) __ -.-.- , (=) -.-.- -.-.- .

Упражнение 370

Прочитайте предложения и рассмотрите рисунки, сделанные художником. Какие он допустил ошибки и почему?

Прочитайте предложения и рассмотрите забавные рисунки, сделанные художником. Какие слова он обыграл? 1. На морозе щёки1 горят. 2. Петя светился от счастья. 3. Мороз сковал речку2.

Художник неправильно понял смысл слов горят, светился, сковал.

Эти слова употреблены в переносном значении, а он сделал картинки к прямому значению этих слов.

2реч к [у] (реч- — корень, -к- – суффикс, -у — окончание, речк- — основа слова)

1щёки — 2 слога.
щ — [щ’] — согл., глух. непарн., мягк. непарн.
ё — [о] — гласн., ударн.
к — [к’] — глух. парн. [г], мягк. парн. [к]
и — [и] — гласн., безуд.
4 б., 4 зв.