Ответы к странице 67

Упражнение 131

Известный языковед А. Шапиро сказал: “В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла”. Так ли это на самом деле? Согласны ли вы с автором высказывания? Устно обоснуйте свою точку зрения. Приведите примеры, доказывающие правильность вашего рассуждения.

    Представим себе текст как дорогу. На любой дороге встречаются дорожные знаки. Что они показывают?
Дорожные знаки показывают, например, что на одном участке скорость движения должна быть ограничена, что перед знаком “Дети” надо притормозить, потому что рядом школа или детский сад, что на третьем движение только одностороннее. Знаки предупреждают, что в таком-то месте дорога пересекается с трамвайными путями, что в другом месте пешеходный переход, а значит, надо снизить скорость, предупреждают о крутых спусках и подъёмах дороги, о том, что ведутся дорожные работы и т. д. и т. п. Дорожные знаки только обозначают то, что есть, реальную ситуацию на дороге.
    Так и знаки пунктуации обозначают реальную ситуацию предложения, текста, который всегда строится по законам синтаксиса. Достаточно правильно поставить запятые, чтобы в стихотворении об удивительном городе появился смысл:
…Кисель там варят из резины
Там шины делают из глины
Кирпич там жгут из молока
Творог готовят из песка
Стекло там плавят…
    В этом стихотворении нужно расставить пропущенные запятые, соблюдая законы синтаксиса. Но бывают случаи и посложнее. Случаи, когда от знака препинания зависит жизнь человека. Речь идёт об известной фразе “Казнить нельзя помиловать”.
    Попробуйте поставить запятую сначала после первого слова — и казнь окажется неизбежной. Гуманно поставить запятую после второго слова — и осуждённый будет помилован. В Древней Руси, например, при письме не пользовались знаками препинания, их попросту не было. Да ещё не было принято оставлять пробелы между словами. Поэтому смысл древних грамот разобрать неелегко, а иногда можно понять его двояко.
    Пунктуация изучает правила употребления знаков препинания. Эти знаки разнообразны. С их помощью выделяются, разделяются синтаксические единицы: словосочетания, предложения. Пунктуация проясняет смысл, помогает правильно понять предложение.

§ 26 Словосочетание

Подберите к главным словам, данным под картинками, другие, зависимые, слова, чтобы более точно обозначить изображённые на рисунках действия.

прыгать                        причалить 
(откуда? как?)            (куда? с  чем?)
с высоты                       к берегу
отважно                        с грузом