Ответы к странице 85

Упражнение 171

Составьте 5 предложений на тему «Поздней осенью в лесу (поле, степи, горах)», в которых сказуемыми были бы имена прилагательные, например: ненастная, серое, свеж, голы, тих, мрачен.

                Поздней осенью в лесу
   Поздней осенью в лесу погода ненастная, серая. Воздух свеж. Деревья голы. Лес осенью тихПейзаж мрачен.

Упражнение 172

Прочитайте отрывок из поэмы А. Пушкина «Полтава», в котором описывается начало битвы царя Петра I со шведами. От выделенных подлежащих поставьте вопрос каков? (каковы?) к сказуемым, которые выражены краткими прилагательными. Подчеркните подлежащие и сказуемые.

Из шатра,
Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь как божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
Ретив и смирен верный конь.

Из шатра,
Толпой любимцев окружённый,
Выходит Пётр. Его глаза
СияютЛик его (каков?) ужасен.
Движенья (каковы?) быстрыОн (каков?) прекрасен.
Он весь как божия гроза.
Идёт. Ему коня подводят.
(каков?) Ретив и смирен верный конь.

Лик (каков?) ужасен. Движенья (каковы?) быстры. Он (каков?) прекрасен. Конь (каков?) ретив. Конь (каков?) смирен.

Упражнение 173

Представьте себе, что вы видите море. Опишите его с помощью глаголов-сказуемых, если вы увидели его: 1) только что из-за поворота дороги; 2) при ярком солнце; 3) в лунную ночь; 4) во время бури, шторма. Запишите составленные предложения. Подчеркните в них грамматические основы.
Для справок: искрится, переливается, серебрится; мелькнуло, показалось; бунтует, чернеет, ревёт, рокочет, волнуется.

1) За поворотом дороги показалось море.
2) При ярком солнце море серебрится, переливается всеми цветами радуги, искрится в лучах.
3) Когда налетает буря, море чернеет, бунтует, ревёт, рокочет, волнуется.

Или

Вдруг из-за поворота дороги показалось море. На солнце море сверкает и искрится. В лунную ночь море отражает лунную дорожку и серебрится. Море ревёт, рокочет во время шторма.

Упражнение 174

Подготовьтесь к изложению (см. памятку на с. 192). Озаглавьте его. В любых 2-3 предложениях написанного вами текста подчеркните главные члены.

       На окраине небольшого курортного города люди наблюдали необычную дружбу между серым жаворонком и золотыми рыбками.
    Однажды на край бассейна с золотыми рыбками прилетел жаворонок. Его гнездо было недалеко. В клюве жаворонок держал большого червя. Мимо проплывала золотая рыбка и увидела червя. Она высунулась из воды.
    Жаворонок не испугался. Он опустил голову и сунул червя в открытый рот рыбы. После этого птичка прилетала по нескольку раз в день. Золотые рыбки привыкли к птичке и плыли к ней за червями.
     Учёные предполагают, что у жаворонка, наверное, погибли птенцы — дети. Раскрытые рты рыбы напоминали жаворонку раскрытые клювы голодных птенцов.
                                         (Из журнала о природе)

I. Подготовка к изложению.
1. Изложение пишется на основе составленного дома плана, который в начале урока обсуждается и корректируется.
2. Выявляется основная мысль рассказа, подбирается заголовок, учащиеся обмениваются ощущениями, которые вызвала у них рассказанная история.
3. Расширение составленного плана записью наиболее выразительных языковых средств, а также трудных слов (эти слова заносятся в словарики).
II. Написание изложения.
Прочитайте предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым. Как на письме обозначается эта пауза? Найдите подлежащее и от них поставьте вопрос к выделенным сказуемым. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.

                                Необычная дружба
На окраине небольшого курортного города люди наблюдали необычную дружбу между серым жаворонком и золотыми рыбками.
   Однажды на край бассейна с золотыми рыбками прилетел жаворонок. Его гнездо было недалеко. В клюве жаворонок держал большого червя. Мимо проплывала золотая рыбка и увидела червя. Она высунулась из воды.
   Жаворонок не испугался. Он опустил голову и сунул червя в открытый рот рыбы. После этого птичка прилетала по нескольку раз в день. Золотые рыбки привыкли к птичке и плыли к ней за червями.
   Учёные говорят, что у жаворонка, наверное, погибли птенцы — дети. Раскрытые рты рыбы напоминали жаворонку раскрытые клювы голодных птенцов.