Ответы к странице 72 § 27 Разбор словосочетания

Упражнение 144

Разберите (устно) словосочетания.

1. В словосочетание "на футбольном матче" главное слово - "матч". (На) матчех (каком?) футбольном. Футбольном - зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Связано с главным при помощи окончания.
2. Словосочетание "смотрели внимательно" главное слово - "смотрели". Смотрелих (как?) внимательно. Внимательно - зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово наречием. Связано с главным при помощи окончания.
3. В словосочетании "тренировать память" главное слово - "тренировать". тренироватьх (что?) память. Память - зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выражено именем существительным. Связано с главным при помощи окончания.
4. В словосочетание "пригласить меня " главное слово - "пригласить". Пригласитьх (кого?) меня. Меня - зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выражено местоимением. Связано главным при помощи окончания.
5. В словосочетании "верить в чудо" главное слово — верить. Веритьх (во что?) в чудо. (В) чудо — зависимое слово. Главное слово выражено глаголом. Зависимое слово выражено именем существительным. Связано с главным при помощи окончания.
6. В словосочетании простые задачи главное слово — задачи. Задачих (какие?) простые. Простые — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Связано с главным при помощи окончания.

Упражнение 145

Прочитайте высказывание В. Сухомлинского и определите его основную мысль. Выпишите словосочетания с выделенными словами. Установите смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетаниях.

Основная мысль высказывания  В. Сухомлинского: Чем глубже человек познаёт родной язык, тем больше подготовлен к овладению языками других народов.

           какое?                           чье?
           ↓----------l х                 х l-----------
Духовн[ое] богатство, богатство народ[а]. 
             чем?                        какой?
        х l-----------↓               ↓----------l х
Овладел речь[ю], родн[ой] речью. 
                          чего?                  чьей?
                       х l-----------↓          ↓----------l х
Не почувствовал красот[ы], её красоты. 
                    к чему?                                   чем?
                 х l-----------↓                             х l-----------
Подготовлен к овладени[ю], овладению язык[ами].