Ответы к странице 146

Упражнение 294

Охарактеризуйте (устно) согласные звуки.

Образец ответа. Звук [б] — звонкий твёрдый согласный, имеет парный глухой [п]; звук [ш] — глухой твёрдый согласный, не имеет парного мягкого; [й’] — сонорный мягкий согласный, не имеет парного глухого и парного твёрдого.

Цель, дата, успех, щедрый, чай.

Цель
Звук [ц] — глухой твёрдый согласный, не имеет пару по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости; [л’] — сонорный мягкий согласный, не имеет парного глухого, но имеет парный твёрдый [л].

Дата
Звук [д] — звонкий твёрдый согласный, имеет пару по глухости-звонкости [т] и по твёрдости-мягкости [д’]; [т] — глухой твёрдый согласный, имеет пару по глухости-звонкости [д] и по твёрдости-мягкости [т’].

Успех
Звук [с] — глухой твёрдый согласный, имеет пару по глухости-звонкости [з] и по твёрдости-мягкости [с’]; [п] — глухой твёрдый согласный, имеет пару по глухости-звонкости [б] и по твёрдости-мягкости [п’]; [х] — глухой твёрдый согласный, имеет парный мягкий [х’], но не имеет парного звонкого.

Щедрый
Звук [щ’] — глухой мягкий согласный, не имеет пару по глухости-звонкости и по твёрдости-мягкости; [д] — звонкий твёрдый согласный, имеет пару по глухости-звонкости [т] и по твёрдости-мягкости [д’]; [р] — сонорный твёрдый согласный, не имеет парного глухого, но имеет парный мягкийй [р’]; [й’] — сонорный мягкий согласный, не имеет парного глухого и парного твёрдого.

Чай
Звук [ч’] — глухой мягкий согласный, не имеет парного звонкого и парного твёрдого; [й’] — сонорный мягкий согласный, не имеет парного глухого и парного твёрдого.

Упражнение 295

Произнесите слова. В каких из них выделенные буквы обозначают глухой согласный, а в каких — звонкий? Перепишите слова, обозначая в квадратных скобках звуки на месте выделенных букв.

Молотить — молотьба, косить — косьба, собрать — сбор, согнуть — сгибать.

Моло[т’]ить (глух.) — моло[д’]ба (звонк.),
ко[с’]ить (глух.) — ко[з’]ба (звонк.),
[с]обрать (глух.) — [з]бор (звонк.),
[с]огнуть (глух.) — [з]гибать (звонк.).

Упражнение 296

Прочитайте стихотворение К. Бальмонта. Каким настроением оно проникнуто? Определите тему и основную мысль стихотворения. Охарактеризуйте (устно) все согласные звуки в слове прочь.

Объясните орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова», «Разделительные ъ и ь» в выделенных словах.

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море,

Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.

Разделительный ь пишется после согласных в корне или после корня перед буквами е, ё, ю, я, и: птичьего, деревья, благовонья, спросонья.

Чтобы проверить непроизносимый согласный в корне, нужно подобрать проверочное слово, в котором этот согласный слышался бы отчётливо: сердце (сердечко), грустнее (грустят).

Стихотворение проникнуто грустным настроением, чувствуется осенняя хандра поэта.

Тема: наступление осени.

Основная мысль стихотворения: С приходом осени сердце наполняется грустью.

Прочь.

Звук [п] — глухой твёрдый согласный, имеет пару по глухости-звонкости [б] и по твёрдости-мягкости [п’]; [р] — сонорный твёрдый согласный, не имеет парного глухого, но имеет парный мягкийй [р’]; [ч’] — глухой мягкий согласный, не имеет парного звонкого и парного твёрдого.