Ответы к странице 130

Упражнение 259

Можно ли этот ряд предложений назвать текстом? Докажите своё мнение. Переставьте предложения так, чтобы можно было понять разговор детей. Запишите его в форме диалога.

1. «А туда, где, говорят, зимы (не)бывает», — об(?)яснил Павел.
2. «Что это?» — спросил вдруг Костя, приподняв голову.
3. Павел прислушался. «Это кулички летят, посвистывают».
4. «А разве есть такая земля?»
5. «Куда же они летят?»
6. «Есть».
7. «Далеко?»
8. «Далеко, далеко, за тёплыми морями».
(И. Тургенев)

— Что это? — спросил вдруг Костя, приподняв голову.
Павел прислушался:
— Это кулички летят, посвистывают.
— Куда же они летят?
— А туда, где, говорят, зимы не бывает, — объяснил Павел.
— А разве есть такая земля?
— Есть.
— Далеко?
— Далеко, далеко, за тёплыми морями.

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу. Текст можно озаглавить.

Упражнение 260

Прочитайте текст, преобразуйте его в диалог, уместный в описанной ситуации. Следите за тем, чтобы не было повторов слов.

Пятиклассник встретил свою учительницу начальных классов. Она поинтересовалась, откуда он идёт. Выяснилось, что мальчик был на тренировке. Учительница поинте-ресовалась спортивными достижениями и осталась довольна ответом. Собеседники обменялись пожеланиями успехов.

Пятиклассник встретил свою учительницу начальных классов.
— Здравствуйте, Татьяна Викторовна! — поздоровался он.
— Здравствуй, Серёжа! Откуда ты так поздно идёшь? — поинтересовалась учительница.
— Я возвращаюсь с тренировки по теннису.
— Какие у тебя спортивные достижения? — спросила Татьяна Викторовна.
Серёжа ответил с гордостью:
— Недавно наша команда заняла первое место в школьных соревнованиях.
— Молодцы! Успехов тебе в спорте и в учёбе!
— Спасибо. Вам тоже всего хорошего!

Упражнение 261

Вы решили навестить заболевшую одноклассницу. Когда вы вошли в её комнату, то увидели… Включите в ваш рассказ диалог. Придумайте всем участникам диалога имена. Вы тоже можете поучаствовать в нём.

Сегодня в школу не пришла Варя. Оля и Катя решили её проведать. Когда они вошли в комнату Вари, то увидели, что та лежит в кровати под тёплым одеялом.
— Здравствуй, Варя! Ты заболела? — спросила испуганно Катя.
Варя приподняла голову:
— Да. Я простудилась.
— Как ты себя чувствуешь? У тебя что-нибудь болит? — поинтересовалась Оля.
— У меня болит горло, — объяснила Варя.
— Мы тебе принесли малиновое варенье. Я сама его закрывала с мамой, — сказала Катя.
— Мне приятно, что вы обо мне вспомнили, девочки. Катя, передай спасибо своей маме.
— Нам тебя очень не хватает тебя! Давай, выздоравливай, скорей! Все ребята передают тебе большой привет. Говорят, что сильно скучают, — подбодрила Оля подругу.
— Мы не будем долго сидеть у тебя. Тебе надо отдохнуть. Сон — лучшее лекарство, — посоветовала Катя.
— До свидания, девочки! Спасибо, что зашли. Мне очень приятно. Передавайте всем ребятам привет, — попросила подруг Варя.
— До встречи! Не грусти! Мы ещё к тебе зайдём, Варечка, — пообещали девочки и пошли домой.

Еще вариант диалога:

Ира заболела, и мы решили её навестить. Когда мы вошли в её комнату, то увидели, что Ира плачет.
- Иришка, что случилось? - спросили мы хором.
- Я сломала ногу и пропустила много уроков в школе, теперь я не понимаю новые темы.
- Давай мы тебе всё объясним!
Мы достали планшет и книги и стали рассказывать. Ира повеселела.
- Спасибо вам, вы настоящие друзья!