Ответы к странице 68

Упражнение 132

Обозначьте смысловую связь между главным и зависимым словами словосочетания.

                         с чем?                                        кого?
                    х  l-----------↓                                  х  l-----------
1

Познакомиться с местностью, приветствовать альпинистов,
                  в чём?                         куда?                      чем?
             х  l-----------↓                  х  l-----------↓                  х  l-----------
участвовали в восхождении, повернули вправо, поделиться впечатлениями.
                      какая?                          каких?
                    ↓----------l   х                    ↓----------l  х 
2

Поучительная история, о весёлых небылицах,
                         какие?                          какую?
                      ↓----------l  х                       ↓----------l  х
необыкновенные приключения, нелёгкую задачу.

Упражнение 133

Прочитайте стихотворение Ю. Владимирова. В некоторых словосочетаниях нарушена смысловая связь, и это вызывает у нас улыбку. Найдите эти словосочетания. Выпишите словосочетания из первой части стиха, обозначая графически главное и зависимое слово.

Мама сказала Нине:
- Нина, Купи в магазине
фунт мяса, бутылку кваса,
сахарный (слов.) песок (слов.),
спичечный (суффикс - еч-) коробок (короб),
масло и компот.
Деньги - вот.
Народу в лавке масса,
Большая очередь в кассу. 
Наконец очередь Нинки
Нина твердит без запинки:
- Дайте фунт класса,
бутылку мяса,
спичечный песок,
сахарный коробок,
масло и компот.
Деньги - вот.

Смешные словосочетания:

Фунт класса, бутылку мяса, спичечный песок, сахарный коробок.

         кому?                где?                чего?               чего?
      х  l-----------↓       х  l-----------↓            х  l--------↓       х  l-----------
Сказала Нине, купи в магазине, фунт мяса, бутылку кваса,
           какой?                    какой?                    какая? 
       ↓----------l  х                 ↓----------l  х                 ↓----------l х
сахарный песок, спичечный коробок, большая очередь,
           куда?
       х  l-----------
очередь в кассу.

 

Упражнение 134

Из данных  на с. 69 слов выберите те, которые могут быть связаны по смыслу со словами буква и звук. Установите между словами грамматическую связь и составьте словосочетания. Запишите их. Обозначьте в словосочетаниях главное и зависимое слово.
1. Записать, приписать, произнести, прочитать, увидеть, услышать.
2. Долгий, большой, высокий, дребезжащий, заглавный, мелодичный, низкий, приятный, прописной, рукописный, печатный, строчной.

              что?                      что?                      что? 
          х l-----------↓              х l-----------↓             х l-----------
1. Записать букву, приписать букву, произнести звук,
              что?                   что?
          х l-----------↓          х l-----------
прочитать букву, услышать звук.
        какой?   
       ↓----------l х  
2. Долгий звук,
         какая?                какой?                  какой?
       ↓----------l х            ↓----------l х                ↓----------l х
большая буква, высокий звук, дребезжащий звук,
         какая?                    какой?              какой ?
        ↓----------l х                 ↓----------l х        ↓----------l х
заглавная буква, мелодичный звук, низкий звук,
       какой?                   какая?                какая?
      ↓----------l х              ↓----------l х                ↓----------l х
приятный звук, прописная буква, рукописная буква,
       какая?                   какая?
      ↓----------l х               ↓----------l х
печатная буква, строчная буква.