Ответы к странице 112
Упражнение 203. Замените двусоставные предложения безличными. Какие слова в безличных предложениях указывают на действующее лицо? Какой это член предложения?
Образец: Ветер гнал листву. − Ветром гнало листву.
1. Мокрый снег залепил все окна.
2. Пыль покрыла стол.
3. Пуля пробила стену.
4. Молния слепит глаза.
5. Снежный обвал разрушил часть корпуса.
6. Осенний дождь щедро кропил землю.
7. Ветер намёл большие сугробы.
8. Буря с корнем вывернула сосну.
9. Гром оглушил всех.
Ответ
1. Мокрый снег залепил все окна. − Мокрым снегом залепило все окна.
2. Пыль покрыла стол. − Пылью покрыло стол.
3. Пуля пробила стену. − Пулей пробило стену.
4. Молния слепит глаза. − Молнией слепит глаза.
5. Снежный обвал разрушил часть корпуса. − Снежным обвалом разрушило часть корпуса.
6. Осенний дождь щедро кропил землю. − Осенним дождем щедро кропило землю.
7. Ветер намёл большие сугробы. − Ветром намело большие сугробы.
8. Буря с корнем вывернула сосну. − Бурей с корнем вывернуло сосну.
9. Гром оглушил всех. − Громом оглушило всех.
В безличных предложениях на действующее лицо указывают дополнения в творительном падеже.
Упражнение 204. Выпишите из учебников математики безличные предложения, в которых главный член выражен: 1) неопределённой формой глагола; 2) глаголами требуется, следует в настоящем времени в сочетании с глаголами в неопределённой форме; 3) словами надо, можно в сочетании с глаголами в неопределённой форме. • Часто ли встречаются такие безличные предложения на страницах учебников математики?
Ответ
1) Сократить или упростить каждую из дробей. Найти наименьший общий знаменатель двух дробей.
2) Требуется вынести общий множитель за скобки. Следует воспользоваться м, сокращённого умножения.
3) Можно сгруппировать слагаемые, в которых есть общие множители. Надо упростить уравнение, поделив обе его части на 2.
Такие безличные предложения часто встречаются на страницах учебников математики.
Упражнение 205. Найдите в тексте слова, характеризующие тон, которым капитан Енакиев произносит побудительные предложения. Прочитайте тоном приказа эти предложения. Перепишите, подчёркивая главный член односоставных предложений. Чем он выражен?
Орудие было готово к бою. (Не)далеко находилось и другое орудие.
— Наводить точно. Стрелять быстро. Темпа не терять. От пехоты не отрываться.
Капитан Енакиев говорил ж..стко, коротко, кажд..ю фразу отбывал точкой, словно гвоздь вб..вал. Ахунбаев на каждой точке одобрительно кивал головой.
— Открывать огонь сразу по общ..му сигналу, — сказал капитан Енакиев.
Оба наводчика поползли каждый к своему орудию.
(По В. Катаеву)
Ответ
Орудие было готово к бою (Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., не ослож.). Недалеко находилось и другое орудие.
— Наводить точно. Стрелять быстро. Темпа не терять. От пехоты не отрываться.
Капитан Енакиев говорил жёстко, коротко, каждую фразу отбывал точкой, словно гвоздь вбивал. Ахунбаев на каждой точке одобрительно кивал головой.
— Открывать огонь сразу по общему сигналу, — сказал капитан Енакиев.
Оба наводчика поползли каждый к своему орудию.
(По В. Катаеву)