Ответы к странице 143

Упражнение 258. Спишите, расставляя пропущенные разделительные запятые. Какую функцию выполняет союз и, как он объединяет однородные члены?
Мы (не)мож..м представить себе жизнь нашей страны без Кремля без Пушкина и Толстого Чайковского и Шаляпина без Медного всадника в Ленинград., и Трет(?)яковской га(л, лл)ереи в Москве.
(К. Паустовский)

Ответ

Мы не можем представить себе жизнь нашей страны без Кремля, без Пушкина и Толстого, Чайковского и Шаляпина, без Медного всадника в Ленинграде, и Третьяковской галереи в Москве.
(К. Паустовский)

Союз и связывает однородные члены попарно.

Упражнение 259. Определите основную мысль описания. Какое чувство стремится передать писатель, рисуя картину запустения в деревне? Какие однородные члены (наряду с другими словами) помогают вызвать у читателя грустные чувства? Спишите, расставьте недостающие запятые и подчеркните однородные дополнения.
Признаться сказать, (не, ни)в какое время года Колотовка (не) представляет отрадного зрелища; но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими (не)умолимыми лучами затопляет и бурые, полуразмёта(н, нн)ые крыши домов и этот глубокий овраг и выжже(н, нн)ый, запылё(н, нн)ый выгон, по которому безнадёжно скитаются худые, дли(н, нн)оногие курицы и серый осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток прежнего барского дома, кругом заросший крапивой бурьяном и полынью и покрытый гуси(н, нн)ым пухом, чёрный, словно раскалё(н, нн)ый пруд, с каймой из полувысохшей грязи и сбитой (на)бок плотиной, возле которой на мелко истопта(н, нн)ой, пепеловидной земле овцы, едва дыша и чихая от жара, печально теснятся друг к дружке и с унылым терпением наклоняют головы как можно ниже, как буд(то) выжидая, когда(ж) пройдёт, (на)конец, этот (не)выносимый зной.
(И. Тургенев)

Ответ

    Признаться сказать, ни (усил. част.) в какое время года Колотовка не представляет (не с глаг.) отрадного зрелища; но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими неумолимыми (=упорными) лучами затопляет и бурые, полуразмётанные (прич. от глаг. СВ) крыши домов, и этот глубокий овраг, и выжженный
(прич. от глаг. СВ), запылённый (прич. от глаг. СВ) выгон, по которому безнадёжно скитаются худые, длинноногие (длинный) курицы, и серый осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток прежнего барского дома, кругом заросший крапивой, бурьяном и полынью, и покрытый гусиным (прил. от гусь + суфф. −н−) пухом, чёрный, словно раскалённый (прич. от глаг. СВ) пруд, с каймой из полувысохшей грязи и сбитой набок (нареч.)
плотиной, возле которой на мелко истоптанной (прич. от глаг. СВ), пепеловидной земле овцы, едва дыша и чихая от жара, печально теснятся друг к дружке и с унылым терпением наклоняют головы как можно ниже, как будто (союз) выжидая, когда ж (част.) пройдёт, наконец (вводн. сл.), этот невыносимый (=мучительный) зной.

Основная мысль текста — природа деревни в жаркий день.
Рисуя картину запустения в деревне, писатель стремится передать чувство грусти, тоски, заброшенности.
Грустные чувства помогают вызвать слова выжженный, запылённый, безнадёжно, скитаются, заросший, истоптанной, пепеловидной, печально, унылым.

Запылённый − причастие.
1. Выгон какой? запыленный.
Н. ф. — запыленный.
2. Пост. страд., сов. вид;
непост.: полн., прош. вр., ед.ч., м.р., В. п.
3. Выгон какой? запыленный.

Ниже − наречие.
1. Наклоняют (как?) ниже.
2. Неизмен.
3. Наклоняют (как?) ниже.

Упражнение 260. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены как члены предложения.
• Обозначьте грамматические основы простых предложений в составе тех сложных, в которых вы поставили запятые между простыми.
В. Короленко в письме нач..нающ..му писателю справедливо отметил что "образная поэтическая речь возбуждает больше представлений чем в ней заключено слов". В доказательство В. Короленко привёл из стихотворения "Анчар" А. Пушкина строки которые оц..нил как совершенство:
В пустыне чахлой и скупой
На почве зноем раск..ленной
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.
В. Г. Короленко пишет Посмотрите как тут тремя−четырьмя штрихами нарисова(н, нн)а целая картина. Воображение читателя тронуто возбужде(н, нн)о этими меткими штрихами и оно само уже рисует остальное. Вы как(будто) вид..те и цвет песка и безоблачное горячее небо и мрачный проф..ль дерева — хотя об этом прямо (не)упом..на..т(?)ся. Вот это называ..т(?)ся силой стиха. Сила эта состоит в том что в данной комбинаци.., слов каждое слово, кроме прямого представления, вл..чёт за собой ещё целый ряд представлений (не)вольно возникающих в уме.

Ответ

Тема текста: правильно подобранные слова могут нести гораздо больше информации.
Основная мысль: образная поэтическая речь возбуждает больше представлений, чем в ней заключено слов.

    В. Короленко в письме начинающему писателю справедливо отметил, что "образная поэтическая речь возбуждает больше представлений, чем в ней заключено слов". В доказательство В. Короленко привёл из стихотворения "Анчар" А. Пушкина строки, которые оценил как совершенство:
  В пустыне чахлой и скупой,
  На почве, зноем раскаленной,
  Анчар, как грозный часовой,
  Стоит — один во всей вселенной.
   В. Г. Короленко пишет: "Посмотрите, как тут тремя−четырьмя штрихами нарисована целая картина. Воображение читателя тронуто, возбуждено этими меткими штрихами, и оно само уже рисует остальное. Вы как будто видите и цвет песка, и безоблачное горячее небо, и мрачный профиль дерева — хотя об этом прямо не упоминается. Вот это называется силой стиха. Сила эта состоит в том, что в данной комбинации, слов каждое слово, кроме прямого представления, влечёт за собой ещё целый ряд представлений, невольно возникающих в уме".