Ответы к странице 210

Упражнение 375. Подготовьте высказывание типа рассуждения о культуре поведения. Оформите последовательность изложения аргументов с помощью вводных слов во−первых, во−вторых и т. д.

Ответ

Культура поведения − это неотъемлемая часть мировой цивилизации, составная часть общей культуры человечества.
Каждый член общества обязан выполнять действующие нормы поведения. Во−первых, уважительно относиться к окружающим, к старшим и женщине. Во−вторых, иметь чувство собственного достоинства.
Соблюдение правил приличия, вежливость, доброжелательность должны выполняться естественно, непринужденно, без притворства и ложной скромности.

Упражнение 376. Диктант. Проанализируйте постановку знаков препинания. Укажите вводные слова и их значение.
Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Во−первых, я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, не могу заставить штабс−капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле. Итак, погодите, если хотите, переверните несколько страниц, только я вам этого не советую, потому что переезд через Крестовую гору достоин вашего любопытства.
(По М. Лермонтову)

Ответ

Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы? Во−первых, я пишу не повесть, а путевые записки; следовательно, не могу заставить штабс−капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле. Итак, погодите, если хотите, переверните несколько страниц, только я вам этого не советую, потому что переезд через Крестовую гору достоин вашего любопытства.

− Вводное слово может быть употребляется для выражения предположения;
− Вводные слова во −первых, следовательно, итак помогают автору оформить порядок своих мыслей.

Упражнение 377. Вводные предложения, выделенные с помощью тире, имеют особую интонацию: паузы становятся более продолжительными, сила голоса увеличивается. Прочитайте данные предложения, учитывая эти особенности. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. В вводных предложениях подчеркните грамматическую основу.
1. В доме ты говоришь (ни)кого нет? (И. Тургенев)
2. Тебе я знаю не понять мою тоску, мою печаль. (М. Лермонтов)
3. Дни, недели, два месяца уединённой деревенской жизни прошли (не)заметно как казалось тогда. (Л. Толстой)
4. Как выражаются моряки ветер крепчал. (А. Чехов)
5. При ра(с, сс)тавании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и что гораздо важнее умное наставление. (Н. Гоголь)
6. Дальше как вы сами можете легко дог..даться наш отряд направился к реке.
7. Жучка шла (на)встречу (не)знакомому человеку и что мне показалось странным не лаяла.

Ответ

1. В доме, /ты говоришь/, никого нет?
2. Тебе, /я знаю/, не понять мою тоску, мою печаль.
3. Дни, недели, два месяца уединённой деревенской жизни прошли незаметно, /как казалось тогда/.
4. /Как выражаются моряки/, ветер крепчал.
5. При расставании слёз не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, /что гораздо важнее/, умное наставление.
6. Дальше, /как вы сами можете легко догадаться/, наш отряд направился к реке.
7. Жучка шла навстречу незнакомому человеку и, /что мне показалось странным/, не лаяла.

Навстречу − наречие.
1. Шла (куда?) навстречу.
2. Образ действия;
Неизмен.
3. Шла (куда?) навстречу.