Ответы к странице 110
Упражнение 196. В описании физического опыта употребите глаголы, данные в скобках, в 3−м лице множественного числа настоящего времени. Определите тип получившихся односоставных предложений. Укажите вид глаголов.
Под один из концов платформы (подкладывать) брусок и (пускать) заводную тележку вверх по наклонной плоскости. Передвигая брусок под платформой, опытным путём подб..рают такой угол наклона, при котором тележка без остановок в(?)езжает в гору.
Затем (класть) приблизительно (по)середине платформы (не)большой лист писчей бумаги. Убеждаются, что она совершенно не мешает движению. После этого лист чуть−чуть (смазывать) с одной стороны любым жидким маслом и снова (повторить) опыт.
Теперь тележка всякий раз, в(?)езжая на лист, останавливается на нём.
Ответ
Под один из концов платформы подкладывают (несов. вид) брусок и пускают (несов. вид) заводную тележку вверх по наклонной плоскости. Передвигая брусок под платформой, опытным путём подбирают (несов. вид) такой угол наклона, при котором тележка без остановок въезжает (несов. вид) в гору.
Затем кладут (несов. вид) приблизительно посередине платформы небольшой лист писчей бумаги. Убеждаются (несов. вид), что она совершенно не мешает (несов. вид) движению. После этого лист чуть−чуть смазывают (несов. вид) с одной стороны любым жидким маслом и снова повторяют (несов. вид) опыт.
Теперь тележка всякий раз, въезжая на лист, останавливается на нём.
Получились неопределенно−личные предложения.
Передвига я
Чуть−чуть − наречие
I. Смазывают (как?) чуть−чуть.
II. Образа действия; неизмен.
III. Смазывают (как?) чуть−чуть.
Упражнение 197. Опишите один из опытов по физике или химии; используйте при описании неопределённо−личные предложения.
Ответ
1. Насыпьте на лист бумаги кусочки серы и порошок железа, смешайте их стеклянной палочкой. Испытайте магнитом.
2. Перемешайте смесь масла с водой и перелейте эмульсию в делительную воронку, закрепленную в штативе. Повернув кран делительной воронки, слейте из неё нижний слой жидкости в стакан.
Упражнение 198. Напишите инструкцию, например на тему «Как ухаживать за цветами (лыжами, коньками, велосипедом, рыбами в аквариуме, птицами, и т. п.)».
• Определите вид предложений, употреблённых вами в инструкции.
Ответ
Как ухаживать за цветами
Домашние растения очень любят теплый свет (двусост.). Поставьте их на солнечную сторону (односост., опред.−личн.). Комнатные растения в горшочках не переносят сквозняков (двусост.). Для комнатных цветов очень важен правильный полив (двусост.). Зимой растения поливают раз в несколько недель (односост., неопред.−личн.). А вот в теплые времена старайтесь поливать цветы чаще (односост., опред.−личн.). Почти всем растениям нравится, когда им устраивают душ из пульверизатора (односост., опред.−личн.).
§35. Безличные предложения
* Прочитайте. Можно ли употребить в этих предложениях подлежащее? Двусоставные они или односоставные?
Зимой рано смеркается. После четырех часов совсем темнеет. В темноте ничего не разглядеть. В подъезде пока еще слабо освещено. Тихо вокруг. Рядом ни души. Снега нет.
Ответ
В данных предложениях подлежащее употребить нельзя. Они являются односоставными. Эти предложения называют безличными, потому что в них не называется тот, кто производит действие.