Ответы к странице 93-94

§28. Синтаксический разбор двусоставного предложения

Упражнение 160. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Выполните синтаксический разбор двух предложений письменно и двух − устно.
Лучший способ узнать человека прислушат(?)ся к его речи. Язык (не)просто средство общения. В нём вопл..ще(н, нн)ы труд разум воля и нравственность народа. В языке, посредством языка народ празднует свои победы ск..рбит о своих бедах и поражениях. Язык объединяет народ цементирует государство. Язык хранит нашу историю. Он память народа.
(По Б. Бессонову)

Ответ

Лучший способ узнать человека — прислушаться к его речи. Язык − не просто средство общения. В нём воплощены труд, разум, воля и нравственность народа. В языке, посредством языка народ празднует свои победы, скорбит о своих бедах и поражениях. Язык объединяет народ, цементирует государство. Язык хранит нашу историю. Он — память народа.
(По Б. Бессонову)
Язык объединяет народ, цементирует государство.

Устный разбор
Это предложение повествовательное, невосклицательное.
Грамматическая основа предложения — язык (подлежащее), объединяет и цементирует (однородные сказуемые).
Подлежащее — язык, выражено существительным. Сказуемые — объединяет и цементирует, простые, выражены глаголами. Народ, государство — дополнения, выражены существительными.
В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Объединяет (кого?) народ — дополнение. Цементирует (что?) государство — дополнение.
В нём воплощены труд, разум, воля и нравственность народа.
Устный разбор
Это предложение повествовательное, невосклицательное.
Грамматическая основа предложения — труд, разум, воля и нравственность (однородные подлежащие), воплощены (сказуемое).
Подлежащие — труд, разум, воля и нравственность, выражены существительными. Сказуемое — воплощены, выражено кратким причастием. В нём — обстоятельство места, выражено местоимением с предлогом. Народа — определение, выражено существительным.
В предложении есть второстепенные члены, поэтому оно распространённое. Воплощены (где?) в нём — обстоятельство места.
Нравственность (чья?) народа — определение.

Письменный разбор

Язык хранит нашу историю. (Повеств., невоскл., прост., распр., не осложнено)
Хранит (что?) историю; историю (какую?) нашу.

Лучший способ узнать человекаприслушаться к его речи. (Повеств., невоскл., прост., распр., не осложнено)
Способ (какой?) лучший; узнать (кого?) человека; прислушаться (к чему?) к речи; к реч (чьей?) его.

Упражнение 161. Составьте 6 предложений. Охарактеризуйте в них деятельность известных вам учёных, спортсменов, артистов, телеведущих, политиков и т. д., употребив с этой целью в качестве обстоятельств данные ниже наречия. Определите вид обстоятельств.
Материал для справок: блестяще, внимательно, всесторонне, детально, настойчиво, основательно, скрупулёзно, тщательно.

Ответ

Чичерин — знаменитый русский дипломат и великолепный музыкант, блестяще знал историю русской музыки.
Менделеев, русский химик, к предмету изучения подходил основательно, задаваясь целью, обдумывал ее детально и скрупулезно.
Георгий Жуков основательно подготовил и успешно провел Берлинскую операцию.
Зигмунд Фрейд блестяще справился со своей работой касательно открытий психологических отклонений в человеческом разуме.
Детский хирург Лео Бокерия внимательно относится к каждому своему пациенту.
Лев Яшин блестяще отражал все атаки своих спортивных соперников.

Вид обстоятельств во всех предложениях — обстоятельствам меры и степени.

§29. Характеристика человека

Упражнение 162. Прочитайте медленно, вдумчиво текст об известном лингвисте А. М. Пешковском. Что вам показалось особенно интересным в его биографии и в его научной деятельности? Напишите именно об этом. Озаглавьте свою работу.
АЛЕКСАНДР МАТВЕЕВИЧ ПЕШКОВСКИЙ
(1878—1933)
Отечественная синтаксическая традиция, начало которой, как и многому другому в нашей науке, было положено М. В. Ломоносовым, представлена великими именами и насчитывает в своём развитии уже более 200 лет. Синтаксисом занимались такие выдающиеся учёные, как А. X. Востоков, Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов и др. К их числу принадлежит и Александр Матвеевич Пешковский.
Судьба Пешковского сходна с судьбами многих отечественных языковедов, чей путь в науку начался с преподавания языков и словесности в гимназиях. А. М. Пешковский долгое время служил в различных московских гимназиях. Он считал своим долгом обучать учеников таким образом, чтобы они понимали грамматику родного языка, умели судить о ней не по−школярски, имели представление о языковедении как науке. Прежде чем изучать язык во всех его проявлениях, ученики должны составить представление о его структуре, увидеть родной язык как единое целое.
Гимназический опыт повлиял и на характер научной деятельности А. М. Пешковского. Самый известный его труд «Русский синтаксис в научном освещении» — книга, в которой проявился талант Пешковского как педагога. Вместе с читателями он проводит эксперименты и размышляет над их результатами. Именно А. М. Пешковский ввёл в синтаксис понятие нулевой связки и нулевого бытийного глагола, дав им собственно языковое обоснование. Нулевые связки и бытийные глаголы выявляются на основе сопоставления таких предложений, как Он инженер. — Он был инженер. — Он будет инженер. Тем самым было предложено сыгравшее большую роль в развитии синтаксической теории решение вопроса о выражении категорий времени и наклонения в предложениях.
(По энциклопедии для детей «Языкознание. Русский язык» и энциклопедии «Русский язык»)

Ответ

            Ученый А.М. Пешковский
Александр Матвеевич Пешковский был выдающимся ученым−лингвистом. Он преподавал словесность в гимназиях, стараясь научить своих учеников понимать язык как науку. Преподавательский опыт повлиял на характер научной деятельности А. М. Пешковского. Именно он ввёл в синтаксис понятие нулевой связки и нулевого бытийного глагола, дав им собственно языковое обоснование. Научные аргументы Пешковского сыграли большую роль в развитии синтаксической теории решение вопроса о выражении категорий времени и наклонения в предложениях.