Ответы к странице 104

Упражнение 181. Прочитайте. Укажите назывные предложения. Почему уместно употребление назывных предложений при описании отрывочных впечатлений раннего детства? Спишите, расставляя пропущенные запятые и подчёркивая грамматические основы двусоставных и односоставных предложений.
Ра(н, нн)его детства тума(н, нн)ое в..дение. Как сквозь сон р..стут (не)ясные образы мелькают отрывочные к..ртины. Всё смутно (не)определённо. Опять туман.
Смутная картина. Мерещит(?)ся в памяти что(то) стра(н, нн)ое... Я проснулась на руках (не)знакомого человека. Мне холодно. Кругом темно.
Новые лица высокие комнаты. Старушка, бабушка какая(то), ласкает меня... Ещё рисует(?)ся в памяти. Огромный те(н, нн)истый сад между толстыми стволами деревьев. Густые зар..сли. Тишина... Солнце тёплыми пятнами прон..кает туда.
(По М. Тенишевой)

Ответ

Раннего детства туманное видение. Как сквозь сон растут неясные образы, мелькают отрывочные картины. Всё смутно, неопределённо. Опять туман.
Смутная картина. Мерещится в памяти что-то странное... Я проснулась на руках незнакомого человека. Мне холодно. Кругом темно.
Новые лица, высокие комнаты. Старушка, бабушка какая-то, ласкает меня... Ещё рисуется в памяти. Огромный тенистый сад между толстыми стволами деревьев. Густые заросли. Тишина... Солнце тёплыми пятнами проникает туда.
(По М. Тенишевой)

Назывные предложения:
Раннего детства туманное ведение. Опять туман. Смутная картина. Новые лица, высокие комнаты. Огромный тенистый сад между толстыми стволами деревьев. Густые заросли. Тишина...

При описании отрывочных впечатлений раннего детства уместно употребление назывных предложений, чтобы акцентировать внимание на месте и времени действия.

Упражнение 182. Что вы помните из своего самого раннего детства? Воспользуйтесь назывными предложениями для передачи того, что сохранила ваша память. Составьте и запишите текст или 3−5 предложений на тему «Мои первые впечатления...».

Ответ

Вечер. Мамина колыбельная. Звезды за окном. Тихо колышатся на сквозняке шторы. Сон.  ©

Упражнение 183. Диктант. Подчеркните грамматические основы в сложных предложениях, обозначьте средства связи простых предложений в сложном.
Обратите внимание на пунктуацию в сложном предложении!
Георгиевские кавалеры... Их имена и фамилии увековечены занесением на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца и в тех учебных заведениях, в которых они воспитывались. Известно, что награждение офицеров военным орденом Св. Георгия было высокой честью. «За службу и храбрость» — таков девиз этого военного ордена. Орден Св. Георгия имел четыре степени, среди которых орден 1−й степени был чрезвычайно редок и почётен. И если высшим орденом России — орденом Андрея Первозванного — до 1917 года было награждено более тысячи человек, то 1−й степенью Георгия удостоено лишь 25 человек.
(По Ю. Лубченкову)

Ответ

   Георгиевские кавалеры... Их имена и фамилии увековечены занесением на мраморные доски в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца и в тех учебных заведениях, в которых (с. слово) они воспитывались. Известно, что (союз) награждение офицеров военным орденом Св. Георгия было высокой честью. «За службу и храбрость» — таков девиз этого военного ордена. Орден Св. Георгия имел четыре степени, среди которых (с. слово) орден 1−й степени был чрезвычайно редок и почётен. И если (союз) высшим орденом России — орденом Андрея Первозванного — до 1917 года было награждено более тысячи человек, то 1−й степенью Георгия удостоено лишь 25 человек.
(По Ю. Лубченкову)