Ответы к странице 177

Упражнение 315. Прочитайте громко, бодро, весело стихотворение С. Маршака. Запишите поэтический текст, отмечая графически обособленные члены предложения.
• Объясните, анализируя постановку знаков препинания в первой строфе, к чему относится обособленный деепричастный оборот.
• Сравните, с помощью каких знаков препинания обособлено словосочетание весёлый барабанщик. Объясните их постановку.
МАРТ
Набирая силу день за днём,
Солнце стало подниматься раньше,
И стучит капелью под окном
Синий март — весёлый барабанщик.
<...>
По полям, где тёплый ветерок,
Продолжая воевать со стужей,
Смелый март шагает без дорог,
Как мальчишка, шлёпает по лужам.
Он с весенним солнцем заодно
Нынче просыпается пораньше...
Слышишь? Тук−тук−тук — стучит в окно
Синий март, весёлый барабанщик!

Ответ

МАРТ
/Набирая силу день за днём/,
Солнце стало подниматься раньше,
И стучит капелью под окном
Синий март — /весёлый барабанщик/.
<...>
По полям, где тёплый ветерок,
/Продолжая воевать со стужей/,
Смелый март шагает без дорог,
Как мальчишка, шлёпает по лужам.
Он с весенним солнцем заодно
Нынче просыпается пораньше...
Слышишь? Тук−тук−тук — стучит в окно
Синий март, /весёлый барабанщик/!

• Первая строфа − это одно сочиненное предложение, его части связаны союзом и, следовательно перед союзом и ставится запятая. Первая часть предложения осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, выделенным запятой, относящимся к сказуемому. Вторая часть предложения осложнена обособленным приложением, которое выделено тире.
• обособленное приложение /весёлый барабанщик/ в тексте встречается два раза: в 1 и в 3 строфах, но обособлено оно по−разному, в первом случае − тире, во втором − запятой, поэтому при чтении нужно сделать паузу немного длиннее, чем во втором и произносить с интонацией пояснения.

Упражнение 316. Прочитайте эпизод из романа М. Горького «Фома Гордеев». Сопоставьте действия мальчиков. Что помогает описанию действий? Запишите текст, графически обозначая обособленные обстоятельства. Чем они выражены?
• Найдите приложение, охарактеризуйте его.
• Укажите обращения. Как вы думаете, почему фамилия и имя в обращении разделены запятой?
Когда учитель позвал: "Смолин, Африкан!" — рыжий мальчик, не торопясь, поднялся на ноги, подошёл к учителю, спокойно уставился в лицо ему и, выслушав задачу, стал тщательно выписывать мелом на доске большие круглые цифры.
"Хорошо... довольно! — сказал учитель. — Ежов, Николай, продолжай!"
Один из соседей Фомы по парте, непоседливый маленький мальчик с чёрными мышиными глазками, вскочил с места и пошёл между парт, за всё задевая и вертя головой во все стороны. У доски он схватил мел и, привстав на носки сапог, с шумом, скрипя и соря мелом, стал тыкать им в доску, набрасывая на неё мелкие, неясные знаки.
"Ти−ше", — сказал учитель, болезненно сморщив жёлтое лицо с усталыми глазами. А Ежов звонко и быстро говорил...

Ответ

    Когда учитель позвал: «Смолин (обращение), Африкан (обращение)!» — рыжий мальчик, не торопясь (дееприч.), поднялся на ноги, подошёл к учителю, спокойно уставился в лицо ему и, /выслушав задачу/ (дееприч. об.), стал тщательно выписывать мелом на доске большие круглые цифры.
    «Хорошо... довольно! — сказал учитель. — Ежов (обращение), Николай (обращение), продолжай!»
    Один из соседей Фомы по парте, /непоседливый маленький мальчик с чёрными мышиными глазками/ (приложение, стоит после имени сущ., выражено словосочетанием), вскочил с места и пошёл между парт, /за всё задевая и вертя головой во все стороны/ (дееприч. об.). У доски он схватил мел и, /привстав на носки сапог/ (дееприч. об.), с шумом (сущ.), /скрипя и соря мелом/ (дееприч. об.), стал тыкать им в доску, /набрасывая на неё мелкие, неясные знаки/ (дееприч. об.).
    «Тише», — сказал учитель, /болезненно сморщив жёлтое лицо с усталыми глазами/ (дееприч. об.). А Ежов звонко и быстро говорил...
Смолин был спокойным, писал тщательно, большими круглыми цифрами. Ежов в отличие от Смолина был непоседливым, делал все шумно, быстро, неаккуратно, писал мелким неразборчивым почерком. Описанию действий помогают деепричастия и деепричастные обороты.

Ежов — существительное.
1. (кто?) Ежов; обозначает лицо.
Н. ф. − Ежов;
2. Пост. пр.: собст., одуш.;
непост. пр.: им. и., ед. ч., муж. р.
3. Ежов — обращение.

неё - 2 слога
н — [н’] — согл., звонк. непарн, мягк. парн.
е — [и] — гласн., безуд.
ё — [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
   \   [о] — гласн., ударн.
3 б., 4 зв.