Ответы к странице 178

Упражнение 317. Запишите, раскрывая скобки и выделяя недостающими запятыми обособленные обстоятельства. Отметьте графически границы деепричастных оборотов.
• Укажите графически обособленные определения. Чем они выражены?
1. Коляска, покачиваясь и стуча о камни проехала песочный берег и покатила далее. (А. Чехов)
2. Летит коршун над самой землёй плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе точно задумавшись о своей жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и (не)понятно, (за)чем он летает и что ему нужно. А (в)дали машет крыльями мельница... (А. Чехов)
3. Он бросился на диван, заложил руки (за)голову и остался (не)подвижен почти (с)отчаянием глядя в потолок. (И. Тургенев)
4. Был (пол)день. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному целиком покоряясь тишине и одиночеству, и сняв с головы старую солдатскую ушанку сушить на ветерке мокрые после тяжёлой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блёклой синеве белыми облаками. (М. Шолохов)
5. Однажды в тёплый осенний вечер оба семейства сидели на площадке перед домом любуясь звёздным небом синевшим глубокою лазурью и горевшим огнями. <...> В эту минуту блестящий метеор сорвавшись откуда(то) из глубины тёмной лазури пронёсся яркою полосой по небу оставив за собой фосфорический след угасший медленно и (не)заметно. (В. Короленко)

Ответ

Коляска, /покачиваясь и стуча о камни/, проехала песочный берег и покатила далее. (А. Чехов)
Летит коршун над самой землёй, /плавно взмахивая крыльями/, и вдруг останавливается в воздухе, /точно задумавшись о своей жизни/, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница... (А. Чехов)
Он бросился на диван, заложил руки за голову и остался неподвижен, /почти с отчаянием глядя в потолок/. (И. Тургенев)
Был полдень. Хорошо было сидеть на плетне вот так, одному, /целиком покоряясь тишине и одиночеству/, и, /сняв с головы старую солдатскую ушанку/, сушить на ветерке мокрые после тяжёлой гребли волосы, бездумно следить за проплывающими в блёклой синеве белыми облаками. (М. Шолохов)
Однажды в тёплый осенний вечер оба семейства сидели на площадке перед домом, /любуясь звёздным небом/, /синевшим глубокою лазурью и горевшим огнями/. <...> В эту минуту блестящий метеор, /сорвавшись откуда-то из глубины тёмной лазури/, пронёсся яркою полосой по небу, /оставив за собой фосфорический след/, /угасший медленно и незаметно/. (В. Короленко)

Покачиваясь − деепричастие.
1. Проехала (как?) покачиваясь.
2. Морф. призн.: неизмен. ф., сов. вид.
3. Проехала (как?) покачиваясь.

Вдали − наречие;
1. Машет (где?) вдали.
2. Признак действия,
Неизмен.
3. Машет (где?) вдали.

Упражнение 318. Запишите, выделяя запятыми обособленные члены предложения. Укажите графически причастные и деепричастные обороты. Выполните самопроверку.
• Поясните на примере данного текста, какую роль играют в нём обособленные члены предложения.
КОСЬБА
Старик прямо держась впереди ровно и широко передвигая вывернутые ноги и точным ровным движением не стоившим ему, по−видимому, более труда, чем маханье руками на ходьбе как бы играя откладывал одинаковый, высокий ряд. Точно не он, а одна острая коса сама вжикала по сочной траве.
Подрезаемая с сочным звуком и пряно пахнущая трава ложилась высокими рядами. Теснившиеся по коротким рядам косцы со всех сторон побрякивая брусницами и звуча то столкнувшимися косами, то свистом бруска по оттачиваемой косе, то весёлыми криками подгоняли друг друга...
(Л. Толстой)

Ответ

   КОСЬБА
   Старик, /прямо держась впереди/, /ровно и широко передвигая вывернутые ноги/, и точным ровным движением, /не стоившим ему, по−видимому, более труда/, чем маханье руками на ходьбе, /как бы играя/, откладывал одинаковый, высокий ряд. Точно не он, а одна острая коса сама вжикала по сочной траве.
   Подрезаемая с сочным звуком и пряно пахнущая  трава ложилась высокими рядами.  Теснившиеся по коротким рядам  косцы, /со всех сторон побрякивая брусницами/ и /звуча то столкнувшимися косами, то свистом бруска по оттачиваемой косе, то весёлыми криками/ подгоняли друг друга...

• Причастные и деепричастные обороты в текстах художественного стиля помогает образнее, ярче, точнее передать словесную картину, изображаемую автором текста.
При помощи деепричастного оборотов Л. Толстой описывает действия косарей, их движения, звуки, издаваемые во время работы. Причастные обороты применяются для описания существительных: движений старика, подрезаемой травы, косцов.