Ответы к странице 59

Упражнение 96. Помните ли вы картину И. Шевандроновой «На террасе» (см. упр. 91)? Представим, что мальчик перестал читать и решил заняться другими делами. Подберите и запишите глаголы−сказуемые, которые показали бы его занятия:
а) спортом на земле;
б) водным спортом;
в) в саду, на огороде.

Ответ

а) прыгает, бежит, бросает, подаёт, отбивает, пасует, отжимает, ловит, догоняет, обгоняет, наклоняется;
б) гребёт, ныряет, выныривает, плывёт, бросает, подбрасывает, выдыхает;
в) копает, собирает, рыхлит, поливает, набирает, возделывает, сажает, полет, подвязывает, прорывает, сеет.

Упражнение 97. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните простое глагольное сказуемое. Обратите внимание на слова, которыми выражено подлежащее. Укажите, в чём проявляется связь подлежащего и сказуемого.
1. Эт.. плакса ревел.. целый день (о мальчике, о девочке).
2. Эт.. неряха испортил.. костюм (о мальчике, о девочке).
3. Авторитетн.. жюри возглавляет извести.. кутюрье.
4. Праздничн.. шоу имел.. большой успех.
5. На предприятии работал.. ГНИ (Государственная налоговая инспекция).
6. ЦБР (Центральный банк России) принял. важное решение.

Ответ

1. Эта плакса ревела целый день (о девочке).
Этот плакса ревел целый день (о мальчике).
2. Эта неряха испортила костюм (о девочке).
Этот неряха испортил костюм (о мальчике).
3. Авторитетное жюри возглавляет известиый кутюрье.
4. Праздничное шоу имело большой успех.
5. На предприятии работала ГНИ (Государственная налоговая инспекция).
6. ЦБР (Центральный банк России) принял важное решение.

Связь подлежащего и сказуемого выражается в общем числе и роде.

Упражнение 98. Определите по словарю иностранных слов значение и род данных существительных. Составьте предложения, употребив их в роли подлежащего, а сказуемое − в форме глагола в прошедшем времени.
Коммюнике, ноу−хау, резюме, турне, ралли, инкогнито, хеппи−энд.

Ответ

Коммюнике (ср. р.) официальное сообщение о ходе международных переговоров; ноу−хау (ср. р.) рациональное решение какой−либо производственной проблемы, нововведение;
резюме (ср. р.) краткий вывод из сказанного, самохарактеристика специалиста, устраивающегося на работу;
турне (ср. р.) путешествие;
ралли (мн. ч.) вид автогонок;
инкогнито (ср. р.) пребывание под вымышленным именем;
хеппи−энд (муж. р.) счастливый конец.

Коммюнике установил дружественные отношения между странами.
Несмотря на происки конкурентов, ноу−хау нашего завода осталось в тайне.
Резюме было неполным, но достаточно содержательным.
Наше турне по Средиземному морю прошло замечательно.
В прошлом году в нашем городе проходили международные ралли.
Инкогнито раскрылось внезапно.
Хепии−энд известного романа вдохновлял читателя.

Упражнение 99. Рассмотрите таблицу на с. 60. дополните её своими примерами. Расскажите о трудных случаях согласования сказуемого с подлежащим в числе.

Ответ

Если в предложении подлежащее выражено одним из слов мало, много, большинство, множество + сущ. в род. пад., то сказуемое чаще употребляется в единственном числе, если подлежащее − название неодушевлённых предметов или отвлечённых понятий. Сказуемое во множественном числе допускается при подлежащем − названии живых существ.
Большинство учеников не пришло на школьный бал.
Если подлежащее выражено Два, три, четыре, пять и т. д. + сущ. в род. пад., то сказуемое обычно употребляется во множественном числе.
Пять учеников сразу вышли к доске.
Если с подлежащим употребляется одно из слов около, всего, только, лишь перед подлежащим, выраженным числит. + сущ. в род. пад., то сказуемое употребляется в единственном числе.
Контрольную работу решило всего только пять учеников.
Если подлежащее выражено именем числительным двое, трое, четверо, пятеро и т. д. + сущ., то сказуемое употребляется во множественном числе.
Семеро моряков вышли на палубу.