Ответы к странице 192
Упражнение 338. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Какие примеры приводит писатель, чтобы раскрыть её?
• Подкрепите мысль автора своими примерами из жизни природы.
Нет ничего прекрасней кустов шиповника! Помните ли вы их, милый читатель? Мой вопрос не слишком невежлив; ведь верно же, что многие и многие проходят мимо множества чудесных вещей, стоящих или двигающихся по пути. Мимо деревьев, кустов, птиц, детских личиков, провожающих нас взглядом где−то на пороге ворот... Красная узкая птичка вертится во все стороны на ветке — видим ли мы её? Утка опрокидывается головой вперёд в воду — замечаем ли мы, как юмористично и обаятельно это движение, хохочем ли мы, оглядываемся ли, чтобы посмотреть, что с уткой?
Её нет! Где она? Она плывёт под водой... Подождите, она сейчас вынырнет! Вынырнула, отшвырнув движением головы такую горсть сверкающих капель, что даже трудно подыскать для них метафору. Постойте−ка, постойте−ка, она, вынырнув, делает такие движения головой, чтобы стряхнуть воду, что кажется, утирается после купания всем небом!
Как редко мы останавливаем внимание на мире! Вот я и позволю себе поэтому напомнить читателю о том, как красив шиповник. В тот день он показался мне особенно красивым. Может быть, потому, что я несколько лет встречал его на своём пути!
Эти кусты объёмисты, с дюжину детей нужно соединить в цепочку, чтобы окружить один. Ствол не виден, зато множественны его расчленения — ветки, ветки, ветки.
(Ю. Олеша)
Ответ
Основная мысль текста заключается в том, что вокруг нас происходит столько всего интересного и удивительного, но мы не замечаем этого. В качестве примера автор рассказывает об утке, ныряющей в воде. Рассказывает во всех деталях, и кажется, что мы видим купание утки, как в замедленной съемке. Действительно, это удивительно. И столько существует вещей, которых мы не замечаем. Воробей купается в луже, растопыривая свои крылышки. Муравьишка тащит огромную травинку – и как это ему не тяжело? А какие снежинки падают на нас зимой! Все разные: острые, круглые, большие, маленькие – все такие не похожие друг на друга.
Упражнение 339. Прочитайте выразительно и запишите отрывки из стихотворений Б. Пастернака. Отметьте графически обособленные члены предложения. Объясните условия их обособления.
1. Земля, земля волнуется,
И катятся, как волны,
Чернеющие улицы,
Им, ветреницам, холодно.
По ним плывут, как спички,
Сгорая и захлебываясь,
Сады и электрички,
Им, ветреницам, холодно.
2. Вокзал, несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук,
Испытанный друг и указчик,
Начать — не исчислить заслуг.
3. В траве, меж диких бальзаминов,
Ромашек и лесных купав,
Лежим мы, руки запрокинув
И к небу голову задрав.
4. Я пробудился. Был, как осень, тёмен
Рассвет, и ветер, удаляясь, нёс,
Как за возом бегущий дождь сомнений,
Гряду бегущих по небу берёз.
Ответ
1. Земля, земля волнуется,
И катятся, как волны, (сравнительный оборот)
Чернеющие улицы,
Им, /ветреницам/, холодно. (приложение, относящееся к личному местоимению)
По ним плывут, как спички, (сравнительный оборот)
/Сгорая и захлебываясь/, (деепричастный оборот)
Сады и электрички,
Им, /ветреницам/, холодно. (приложение, относящееся к личному местоимению)
2. Вокзал, /несгораемый ящик Разлук моих, встреч и разлук, Испытанный друг и указчик/, (однородные распространенные приложения, стоящие после определяемого существительного)
Начать — не исчислить заслуг.
3. В траве, /меж диких бальзаминов, Ромашек и лесных купав/,
Лежим мы, /руки запрокинув И к небу голову задрав/. (Обособлены уточняющее обстоятельство места и однородные деепричастные обороты)
4. Я пробудился. Был, как осень, тёмен (сравнительный оборот)
Рассвет, и ветер, /удаляясь/, нёс, (деепричастие)
Как за возом бегущий дождь сомнений, (сравнительный оборот)
Гряду бегущих по небу берёз.