Ответы к странице 53-54

§16. Описание памятника культуры

Упражнение 88. Прочитайте текст. Для того чтобы придать бо́льшую выразительность, эмоциональность тексту, измените порядок слов в предложении. Запишите отредактированный вариант. Подчеркните главные члены.
               I
Образец. Храм изумительной красоты взметнулся ввысь волей безвестного гения с высокого берега Москвы−реки.
               II
Волей безвестного гения с крутого берега Москвы−реки взметнулся ввысь храм изумительной красоты.
Живописные марши его лестниц раскинулись, словно каменные корни. Его одетый в каменную сетку гигантский шатёр, подобно стреле, неудержимо рвётся ввысь. Его небольшая, почти незаметная, увенчанная крестом главка растворяется в воздухе и где−то высоко в небе тает. Непревзойдённая по своей изумительной красоте и изяществу форм церковь Вознесения стоит в первом ряду выдающихся памятников мировой архитектуры.

Ответ

   Волей безвестного гения с крутого берега Москвы−реки взметнулся ввысь храм изумительной красоты.
Словно каменные корни, раскинулись живописные марши его лестниц. Подобно стреле, неудержимо рвется ввысь его гигантский шатер, одетый в каменную сетку. Растворяется в воздухе и где−то высоко в небе тает его небольшая, почти незаметная, увенчанная крестом главка. Церковь Вознесения, непревзойдённая по своей изумительной красоте и изяществу форм, стоит в первом ряду выдающихся памятников мировой архитектуры.
Марши − часть лестницы.

Упражнение 89. Перед вами две картины, на которых изображена церковь Покрова́ на Нерли. Одна картина − художника С. Баулина, другая принадлежит кисти художника С. Герасимова.
Церковь Покрова на Нерли (1165 г.) — один из самых поэтических памятников древнерусского зодчества. Рассмотрите репродукции картин. На какой из них показана связь церкви с природой, а на какой более отчётливо выписаны те детали церкви, которые подчёркивают её изящество? Обратите внимание на стройный, вытянутый вверх барабан, пилястры арочный фриз, полуколонки.
Представьте, что вы хотите поделиться впечатлениями со своим другом об изображённом на картинах. Какой из них вы отдадите предпочтение? А может быть, каждая из них имеет свои достоинства и обе нужны, чтобы получить более полное представление об этом уникальном сооружении XII века?

Ответ

Описание картин С. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и С. Баулина «Храм Покрова на Нерли»
Две картины — картина С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» и полотно С. А. Баулина «Храм Покрова на Нерли» посвящены одной теме — изображению здания Храма на Нерли. Предмет изображения один, но видение его, безусловно, у каждого художника свое. В центре внимания С. В. Герасимова не только храм, но и окружающий его пейзаж. На переднем плане картины — зеленый луг, за ним голубеет река, за рекой — небольшое зеленый холм, па котором воздвигнут Храм. Он стоит в окружении деревьев, его купол, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы
не видим деталей самого здания Храма — он изображен издали. Художник ставил цель изобразить Храм в окружении природы, чтобы подчеркнуть его величие, величие освященного места, где было воздвигнуто здание Храма. Краски картины Герасимова яркие, сочные. Особенно удивительным кажется небо на картине — оно насыщенного голубого цвета с бегущими по нему белоснежными облаками.

В центре полотна Баулина — сам Храм. Он изображает холм, на котором высится здание Храма. Мы можем рассмотреть его в малейших подробностях — от ворот до колокольни, венчающейся куполом. Баулин изображает Храм в более темных красках, живописец писал его скорее всего в начале осени. Здание выглядит величественно, благодаря тому, что художник подчеркнул особенности его архитектуры путем игры света и цветовых оттенков.
Картины двух художников отличаются не только тем, что были написаны с разных планов: один сконцентрировал свое внимание только на здании Храма, а другой — на Храме в окружении природы. Но и тем, что каждый из живописцев писал Храм в разное время года: Герасимов весной, а Баулин ранней осенью, что обусловило выбор красок картин. С другой стороны, обе картины как бы дополняют друг друга.