Ответы к странице 52

Упражнение 85. Прочитайте текст. Какие негативные приметы современной звучащей речи в нём отмечаются?
Образцом настоящего бескультурья является манера говорить с экрана истеричной, захлёбывающейся скороговоркой: «Жлучкшечные зблевания», «Мнистрандел» и т. д.
Так и кажется, что кто−то стоит у них за спиной с кнутом в руке и подгоняет: скорей, ещё скорей, догнать и перегнать.
Скороговорка всегда считалась у нас признаком недостаточной культуры.
(По В. Александровскому)

Ответ

В тексте отмечается современная манера говорить с экрана скороговоркой, истеричной, захлёбывающейся, т. е. говорить без интонационного выделения главного, не выделяя логическим ударением важную информацию. Такая речь быстро притупляет внимание слушателя, и важная информация может быть не услышана.

Недостаточной

Упражнение 86. Понаблюдайте за звучащей речью, постарайтесь услышать в недочёты, которые мешают нам воспринимать смысл высказывания.

Ответ

Воспринимать смысл высказывания мешает слишком быстрый темп речи, нечёткое произношение отдельных звуков, а иногда и целых слов, отсутствие интонационного оформления фразы.

Упражнение 87. Интонационный диктант.
При записи отмечайте одной вертикальной линией небольшую паузу между группой подлежащего, т. е. подлежащего с зависимыми словами, и группой сказуемого, т. е. сказуемого с зависимыми словами.
Двумя вертикальными линиями обозначьте интонацию законченности в конце повествовательного предложения.
Обозначьте повышение голоса перед паузой в середине предложения и понижение на последнем ударном слоге последнего слова в предложении.
Образец записи диктуемого:
Многие исторические названия|
                →
возвращены московским улицам.||
                →
1. Московская топонимика неотделима от топонимики всей страны.
2. Все народы внесли в неё свой вклад.
3. Тверская улица названа по дороге на Тверь.
4. Большая Татарская улица — в честь замоскворецкой Татарской слободы.

Ответ



Не отделима

Вклад − 1 слог;
в − [ф] − согл., глух. парн., тверд. парн.
к − [к] − согл., глух. парн., тверд. парн.
л − [л] − согл., звонк. непарн., тверд. парн.
а − [а] − гласн., ударн.
д − [т] − согл., глух. парн., тверд. парн.
5 б., 5 зв.

Названа − причастие;
1. Улица (какова?) названа.
2. Н. ф. − названный;
пост. − страдат., сов. вид, прош вр.;
непост. − краткое, ед. ч., ж. р..
3. Улица (какова?) названа.

* Рассмотрите таблицу на с. 53.
Подберите примеры, иллюстрирующие каждый из видов интонации.
Произнесите подобранные вами примеры.
Виды интонации

Ответ

Виды интонации ©

Завершения, разделения, выделения
Урок закончен, можете идти. Или ты возьмешься за ум, или придется нанимать репетитора. Именно тебя я вижу в этой роли.

Восклицательная, невосклицательная
Как легко дышится на лугу! Кошка открыла глаза.

Повествовательная, вопросительная, побудительная
Мы проснулись рано, чтобы увидеть рассвет. Сколько тебе лет? Не рвите цветы с клумбы.

Перечисления, предупреждения, пояснения
На лугу росли ромашки, колокольчики, лютики и незабудки. Внимание, пассажиры! Наконец он открыл дверь: замок долго не поддавался, но сила сделала свое дело.

Звательная
Барсик, барсик! Иди сюда, мой котик.