Ответы к странице 97

Повторение

Контрольные вопросы и задания

№1. В чём отличие предложения от словосочетания?

Ответ

Словосочетание состоит из двух или более слов, которые связаны между собой подчинительной связью.
Предложение — это синтаксическая единица, состоящая из слов или словосочетаний, объединённых по смыслу и грамматически и выражающая законченную мысль.

№2. На какие две группы делятся предложения по количеству грамматических основ?

Ответ

На простые и сложные.

№3. Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Что называется подлежащим? Что называется сказуемым? Чем отличается распространённое предложение от нераспространённого?

Ответ

Грамматическая основа двусоставного простого предложения состоит из подлежащего и сказуемого.
Подлежащее это главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопрос именительного падежа (кто? что?).
Сказуемое это главный член предложения, обозначающий признак (действие, состояние, свойство), отнесенный к носителю, который выражен подлежащим.
Сказуемое выражается спрягаемой формой глагола, инфинитивом, существительным,
прилагательным, числительным, местоимением, наречием, словосочетанием. Отвечает на вопросы что делает? (делал?, будет делать)? какой?.
В распространенном предложении кроме главных членов есть еще второстепенные члены предложения. В нераспространенном только главные члены.

№4. В чём различие между главными и второстепенными членами предложения?

Ответ

Главные члены предложения — это основа предложения, которая несет на себе смысл, а второстепенные члены дополняют предложение информацией.

№5. Какие виды сказуемого вы знаете? Охарактеризуйте особенности каждого из них. Приведите примеры.

Ответ

Простое глагольное выражается глаголом в форме одного из наклонений, отвечает на вопрос что делает? что делал? что будет делать?
Например: Маша поет. Петя играл. Света будет танцевать.
Составное глагольное — вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив, отвечает на вопрос что делает? что делал? что будет делать?
Например: Ученики хотят учиться. Я буду рад встретить тебя.
Составное именное вспомогательный глагол именная часть, отвечает на вопрос что такое предмет? кто такой предмет? какой предмет? каков предмет?
Например: Погода была хорошая. Книга — верный друг. У него характер твёрже стали.

№6. На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом из них. Приведите примеры.

Ответ

По характеру значения и синтаксической роли в предложении второстепенные члены делятся на три группы: дополнения, определения и обстоятельства.
Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Например: Я попросил Колю помочь мне. Брат не написал письма.
Определение второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений. Определение отвечает на вопросы какой? чей? который? Определение служит для распространения и пояснения другого члена предложения (главного или второстепенного).
Например: Ночные вершины спят во тьме ночной. (М. Лермонтов)
Обстоятельство — второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия.
Обстоятельства поясняют, распространяют сказуемое и другие члены предложения. Например: Вдали громко стучал дятел. Песня звучит всё тише.

№7. Чем отличаются согласованные определения от несогласованных?
Приведите примеры.

Ответ

В зависимости от характера подчинительной связи с определяемым словом различаются определения согласованные и несогласованные.
Согласованное определение уподобляется определяемому слову в роде, числе и падеже.
Например: Кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви. (А. Пушкин)
Несогласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством управления или примыкания.
Например: Уста (какие?) без слов − любить никто не мог. (М. Лермонтов)

№8. Охарактеризуйте виды обстоятельств.

Ответ ©

Обстоятельства места: где? куда? откуда? докуда? вблизи, издалека
времени когда? с каких пор? до каких пор? вчера, до завтра
причины почему? отчего? из-за болезни
цели зачем? для чего? назло
образа действия как? каким образом? быстро, медленно
меры сколько раз? как много? как долго? трижды
степени в какой степени? в какой мере? весьма
условия при каком условии? при старании
уступки вопреки чему? вопреки желанию

№9. В каких случаях между главными членами двусоставного предложения ставится тире? Подтвердите свой ответ примерами.

Ответ

Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки тире ставится, если:
1) оба главных члена выражены существительным в именительном падеже: Москва — столица России;
количественным числительным: Пятью пять — двадцать пять;
неопределённой формой глагола: Курить — здоровью вредить;
2) один из главных членов выражен существительным в именительном падеже, а другой — глаголом в неопределённой форме, количественyым числительным: Сохранить дружбу на всю жизнь большое счастье; Высота Зимнего дворца — двадцать два метра.
Если перед сказуемым стоит указательная частица это или вот, тире ставится перед
этой частицей: Компьютер − это электронная машина; Чтение − вот лучшее учение.

№10. Расскажите о знаках препинания при приложении.

Ответ

К приложениям относятся имена, фамилии, клички, а также географические названия,
названия газет, журналов, предприятий, художественных произведений, выступающие в роли определения, например: девочка Оля, мальчик Петя, собака Шарик, соседка Петренко, газета «Коммерсант», озеро Байкал.
Если одиночное приложение и определяемое существительное являются именами нарицательными, то между ними ставится дефис, например: Что, ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, − ведь ты б была у нас *царь−птица. (И. Крылов)
Дефис ставится и тогда, когда нарицательное существительное стоит после имени собственного и тесно сливается с ним по смыслу.
Например: Туристы катались по Москве−реке на теплоходе; но Туристы катались по реке Москве на теплоходе.

Упражнение 167. Прочитайте. Определите тему текста. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните подлежащие и составные именные сказуемые.
Первая р..форма русского письма была осуществле(н, нн)а в 1708— 1710 гг. Петром I. Из алфавита был устранён ряд (не)нужных букв: (омега), (пси), (юс большой), (юс малый) и др. Начертания букв были округле(н, нн)ы и упроще(н, нн)ы. Реформирова(н, нн)ый шрифт получил название гражданского.
Вторая реформа в истор.. русского письма, проведё(н, нн)ая в 1917—1918 гг., была реформой и азбуки, и орфографии. Подготовка этой р..формы началась в конце XIX — начале XX в. Тогда стала особенно оч..видной необходимость упрощения правописания и упразднения ставших излишними букв. В 1904 г. была созда(н, нн)а орфографическая комиссия. Выделе(н, нн)ая из её состава подкомиссия под руководством академиков Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова подготовила и опубликовала в 1912 г. проект реформы русской орфографии. Из алфавита были из(?)яты буквы и ъ в конце слов после согласных. Новые правила орфограф., были утвержде(н, нн)ы в 1918 г.
Реформа 1917—1918 гг. была единстве(н, нн)ой реформой русского правописания, направле(н, нн)ой на совершенствование её правил. В 1956 г. было проведе(н, нн)о упорядочение правил орфограф.. . Система упорядоче(н, нн)ых правил закрепле(н, нн)а в своде «Правила русской орфограф.. и пунктуац..» (М., 1956).
(По энциклопедии «Русский язык»)

Ответ

Тема текста: реформа русского языка.

Первая реформа русского письма была осуществлена в 1708— 1710 гг. Петром I. Из алфавита был устранён ряд ненужных букв: (омега), (пси), (юс большой), (юс малый) и др. Начертания букв были округлены и упрощены. Реформированный шрифт получил название гражданского.
Вторая реформа в истории русского письма, проведённая в 1917—1918 гг., была реформой и азбуки, и орфографии. Подготовка этой реформы началась в конце XIX — начале XX в. Тогда стала особенно очевидной необходимость упрощения правописания и упразднения ставших излишними букв. В 1904 г. была создана орфографическая комиссия. Выделенная из её состава подкомиссия под руководством академиков Ф. Ф. Фортунатова и А. А. Шахматова подготовила и опубликовала в 1912 г. проект реформы русской орфографии. Из алфавита были изъяты буквы и ъ в конце слов после согласных. Новые правила орфографии были утверждены в 1918 г.
Реформа 1917—1918 гг. была единственной реформой русского правописания, направленной на совершенствование её правил. В 1956 г. было проведено упорядочение правил орфографии. Система упорядоченных правил закреплена в своде «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 1956).