Ответы к странице 248
Упражнение 435. Сделайте частичный синтаксический разбор предложения: графически укажите члены предложения. Сокращённо надпишите над ними способ морфологического выражения. Галочкой пометьте члены предложения, выраженные частями речи во вторичной синтаксической функции.
1. Он выжидательно смотрел на разговаривающих. (Г. Уэллс)
2. Лицо его обыкновенное, разговор обыкновенный; он самый обыкновенный человек между самыми обыкновенными людьми, но он всегда подле кого−нибудь значительного, как необходимый отблеск светского величия. (В. Соллогуб)
3. «Розовый — пошло, голубой — банально, красный — верноподданном», — сказал Остап. (И. Ильф, Е. Петров)
4. Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идёт она грустить. (А. Пушкин)
5. Под платанами спорил о Боге учёный, вдруг пленяя толпу благозвучным стихом... (Н. Гумилёв)
6. Не сравнивай: живущий несравним. (О. Мандельштам)
Ответ
1. Он мест. выжидательно нар. смотрел глаг. на разговаривающих Vприч..
2. Лицо сущ. его мест. обыкновенное Vприл., разговор сущ. обыкновенный Vприл.; он мест. самый Vмест. обыкновенный прил. человек Vсущ. между самыми Vмест. обыкновенными прил. людьми сущ., но он мест. всегда нар. подле кого-нибудь мест. значительного прил., как необходимый отблеск светского величия сравн. об..
3. «Розовый Vприл. — пошло Vнар., голубой Vприл. — банально Vнар., красный Vприл. — верноподданно Vнар.», — сказал глаг. Остап сущ..
4. Тоска сущ. любви Vсущ. Татьяну сущ. гонит глаг., и в сад Vсущ. идёт глаг. она мест. грустить глаг..
5. Под платанами Vсущ. спорил глаг. о Боге сущ. учёный сущ., вдруг пленяя толпу благозвучным стихом дееприч. об....
6. Не сравнивай глаг.: живущий Vприч. несравним кр. прил..
Упражнение 436. Составьте предложения с 3−4 данными словосочетаниями (на выбор). Определите, в роли каких членов предложения будет выступать инфинитив.
1) Любитель поесть, решили поесть, зашли поесть, приказал поесть;
2) мечта учиться, начал учиться, уехал учиться, попросил учиться;
3) умение плавать, хотел плавать, отправился плавать, советовал плавать.
Ответ
1) Я большой любитель (чего?) поесть сладкого.
Мы решили поесть в кафе.
Мы зашли (с какой целью?) поесть в кафе.
Царь приказал поесть из его тарелки.
2) Исполнилась моя мечта (какая?) учиться.
Вася начал учиться плавать.
Петя уехал (с какой целью?) учиться в Москву.
Папа попросил меня (о чем?) учиться хорошо.
3) Умение (какое?) плавать очень важно спасателю.
Он хотел плавать в озере.
Петя отправился (с какой целью?) плавать.
Тренер всем советовал (что?) плавать.
Вот как можно отличить составное глагольное сказуемое от тех случаев, когда инфинитив не образует сложного сказуемого, а является косвенным дополнением. В таких предложениях (с дополнением) присутствует субъект действия, который выполняет основное действие, выраженное спрягаемой формой глагола, и объект, которому принадлежит действие, выраженное инфинитивом, например: "Режиссер просил подойти нас ближе к рампе". Режиссер просил нас о чём? Чтобы мы подошли к рампе. Режиссер просит, а ПОДОЙДЕМ МЫ. Субъект — режиссер, который просит, объект — мы, которые подойдут. Каждому принадлежит свое действие. В этом предложении нет СГС. Сказуемое является простым глагольным. Режиссер просил (о чём?) подойти (кого?) нас ближе к рампе.
Не относится к составному глагольному сказуемому комбинации, выраженные глаголом движения и инфинитивом, обозначающим его цель: Мы пойдем на луг (с какой целью?) собрать букет ромашек. Он вернулся (с какой целью?) узнать, когда состоится концерт в клубе.
§74. Синтаксис и пунктуация
Упражнение 437. Прочитайте. Какую роль в речи играет пунктуация? От какого умения зависит успешность овладения ею?
Пунктуация является важным средством оформления письменной речи: знаки препинания указывают на её смысловое членение.
Академик Ф. И. Буслаев, имя которого входит в сокровищницу национальной русской культуры, писал о назначении пунктуации: она «способствует ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой...».
Для того чтобы правильно с помощью знаков препинания отделить одно предложение от другого, выделить синтаксические структуры в составе предложения, нужно уметь анализировать синтаксический строй речи. Следовательно, синтаксис и пунктуация тесно связаны.
Ответ
Пунктуация является важным средством оформления письменной речи: знаки препинания указывают на её смысловое членение.
Успешность овладения пунктуацией зависит от умения анализировать синтаксический строй речи.