Ответы к странице 76
Упражнение 125. Завершите предложения прямыми дополнениями, выраженными словами или сочетаниями слов. Стали ли предложения более информативными?
1. В Третьяковской галерее ребята видели ,,.
2. В консерватории мои друзья прослушали __,.
3. В кинотеатре мы смотрели,.
4. На концерте любимый певец спел ,.
5. В театре мои родители видели ,.
Ответ
В Третьяковской галерее ребята видели портреты, пейзажи, натюрморты художников.
В консерватории мои друзья прослушали сонаты, фантазии Шопена.
В кинотеатре мы смотрели комедии и мелодрамы.
На концерте любимый певец спел старые хиты, новые песни.
В театре мои родители видели пьесы Чехова, драмы Толстого.
Упражнение 126. Подберите к глаголам знать, заметить, иметь, торопить, исполнять, заключать зависимые существительные в винительном падеже без предлога.
В речи переходные глаголы употребляются вместе с прямыми дополнениями, иначе смысл высказываний вне контекста остаётся неясным. С полученными словосочетаниями составьте и запишите предложения.
Ответ
Знать теорему, заменить ошибку, иметь шанс, торопить водителя, исполнять песню, заключать договор.
Каждый ученик знает терему Пифагора.
Я заметил ошибку в сочинении.
Каждый имеет шанс победить в соревновании.
Мама часто торопит водителя такси.
Девочки исполнили новую песню.
Две страны заключили договор о ненападении.
Упражнение 127. Перепишите, вставляя перед сказуемым отрицание не и употребляя прямое дополнение в форме родительного падежа.
1. Он читает газеты и смотрит телевизор.
2. Студент законспектировал эту интересную статью.
3. Редактор заметил ошибку в тексте.
4. Ученики поняли новую теорему.
5. Рабочие имели специальное образование.
Ответ
Он не читает газеты и не смотрит телевизора.
Студент не законспектировал этой интересной статьи.
Редактор не заметил ошибки в тексте.
Ученики не поняли новой теоремы.
Рабочие не имели специального образования.
Упражнение 128. Прочитайте. В каких словах выражена основная мысль текста? Выпишите дополнения вместе со словами, к которым они относятся. Помните, что некоторые из дополнений выражены словосочетаниями
• Укажите устаревшие слова и формы слов.
Подготовьте на основе выписанных словосочетаний устную характеристику Петра I.
Пётр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева−сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел хозяин−чернорабочий, самоучка, царь−мастеровой.
Если Пётр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего−нибудь, он непременно что−нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он ещё многого не знал, осматривая фабрику или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Охота к ремеслу развила в нём быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял её. Он хотел узнать и усвоить всякое дело. С летами он приобрёл массу технических познаний. Уже в первую заграничную его поездку немецкие принцессы из разговора с ним вывели заключение, что он в совершенстве знал до четырнадцати ремёсел. Но выше всего ставил он мастерство корабельное. И Пётр достиг большого искусства в этом деле, современники считали его лучшим мастером в России. Он был не только зорким наблюдателем и опытным руководителем при постройке корабля: он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки. Он гордился своим искусством в этом мастерстве и не жалел ни денег, ни усилий, чтобы распространить и упрочить его в России.
(По В. Ключевскому)
Ответ
Основная мысль текста: Пётр был великий хозяин, хозяин−чернорабочий, самоучка, царь−мастеровой.
Понимавший интересы, чуткий к источникам богатства, привыкшие хозяйничать чужими руками, что−нибудь строил, были в работе, не сходили мозоли, осматривая фабрику или завод, хватался за дело, развила в нём сметливость и сноровку, вглядевшись в работу, усвоял её, усвоить дело, приобрёл массу познаний, вывели заключение, знал до четырнадцати ремёсел, ставил мастерство, достиг искусства в деле, считали его мастером, сработать корабль, мелочей его отделки, гордился искусством в мастерстве, не жалел ни денег, ни усилий.
Устаревшие слова и формы слов: сметливость, усвоял, с летами.Пётр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства, хозяин−чернорабочий, самоучка, царь−мастеровой. Он всегда непременно что−нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком
представлявшемся к тому случае. Охота к ремеслу развила в нём быструю сметливость и сноровку. Он хотел узнать и усвоить всякое дело. С годами он приобрёл массу технических познаний. Но выше всего ставил он мастерство корабельное. Пётр достиг большого искусства в этом деле, современники считали его лучшим мастером в России. Он был не только зорким наблюдателем и опытным руководителем при постройке корабля: он сам мог сработать корабль с основания до всех технических мелочей его отделки. Он гордился своим искусством в этом мастерстве и не жалел ни денег, ни усилий, чтобы распространить и упрочить его в России.
Предшествен ники