Ответы к странице 88

Упражнение 144. Из какого произведения взяты эти предложения? Какие наречия помогают читателю представить, где происходит действие? Спишите, выделяя причастные обороты и разделяя запятыми простые предложения в составе сложных. Подчеркните условными обозначениями обстоятельства места.
1. Уж солнце начинало прятат(?)ся за снеговой хребет когда я в(?)ехал в Койшаурскую д..лину. Славное место эта д..лина! Со всех сторон горы (не)пр..ступные красноватые скалы увеш..нные зелёным плющ..м и увенч..нные куполами чинар, ж..лтые обрывы исчерченные промоинами а там высоко−высоко золотая б..хрома снегов а (в)низу Арагва тянет(?)ся серебр..(н, нн)ой нитью и сверкает, как змея своею чешуёю.
2. До станц.. оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо что по жу(ж, жж)анию комара можно было сл..дить за его полётом. (На)лево ч..рнело глубокое ущел(?)е; за ним и (в)переди нас (тёмно) синие в..ршины гор изрытые м..рщинами, покрытые слоями снега рисовались на бледном неб..склоне ещё сохранившем последний отблеск з..ри. По об..им сторонам дороги торчали голые, ч..рные камни; кой(где) из(под) снега выгляд..вали кустарники.
(По М. Лермонтову)

Ответ

Данные предложения взяты из романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".
Представить, где происходит действие помогают наречия высоко−высоко, внизу, кругом, налево, впереди, кой−где.

1. Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. Славное место − эта долина! Со всех сторон горы, неприступные красноватые скалы, /увешанные зелёным плющом и увенчанные куполами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами/, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуёю.

2. До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно−синие вершины гор, /изрытые морщинами, покрытые слоями снега/, рисовались на бледном небосклоне, /ещё сохранившем последний отблеск зари/. По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники.

Уж солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я въехал в Койшаурскую долину. (Повеств., невоскл., сложное, сложноподчин.)

Упражнение 145. Составьте 5—6 предложений на тему «Тропинка (дорога, аллея), которая мне запомнилась». Используйте, если потребуется, некоторые из следующих слов: слева, справа, впереди, вдали, далеко−далеко, под ногами, над головой, кое−где, гам, тут, из−за деревьев. Подчеркните обстоятельства места. Какими частями речи они выражены?

Ответ

           Тропинка, которая мне запомнилась
   Далеко-далеко (нареч.) есть тропинка, которая мне запомнилась. Она идет от вершины (сущ. с предл.) горы (сущ.) вниз (нареч.) к реке. По обеим (мест.) сторонам (сущ. с предл.) от нее растут полевые цветы и земляника. Когда идешь по ней, чувствуешь свежесть реки, и любуешься облаками над головой (сущ. с предл.). А под ногами (сущ. с предл.) остается удивительной красоты разнотравье.

Упражнение 146. Расскажите (кратко), как дойти до вашего дома (магазина, стадиона, театра и т. д.) от платформы электрички, от автобусной, троллейбусной остановки, от метро и т. д. Запишите своё объяснение. Если в нём употреблены обстоятельства места, то подчеркните их условными обозначениями.

Ответ

   Я живу недалеко от автобусной остановки. Чтобы дойти от неё до дома, необходимо пройти сто метров по ходу движения транспорта, перейти дорогу по подземному пешеходному переходу, повернуть направо и пройти десять метров по тротуару. Затем нужно свернуть налево во двор и пройти к дому

Обстоятельства места отвечают на вопросы где? куда? откуда?