Ответы к странице 69
Упражнение 115. Спишите, ставя, где это необходимо, разделительные тире и пропущенные запятые. Подчеркните грамматические основы предложения. В предложениях, где вы поставили тире, графически обозначьте повышение тона голоса и паузу по образцу.
1. Совесть есть внутре(н, нн)ее сознание добра и зла.
2. Жалость сострадание сочу(?)ствие при чужой беде печаль грусть.
3. Ложь преступление против ист..ны т..жёлый грех.
4. Доброта как деятельная способность делать добро высшее совершенство человека.
5. Добрый человек это прямой простой бесхитрос(?)ный и доброжелательный человек.
6. Твёрдое сознание долга есть основа характера.
7. Зависть (не)желание добра другому а одному лишь себе.
8. Зло есть отрицание добра, приносимого в мир Богом, противостояние истине добру благу.
(По «Энциклопедическому словарю русской цивилизации»)
−Найдите в тексте слова, образованные от слова добро, и выполните их морфемный разбор. Объясните смысл 7−го предложения. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите аргументы.
Ответ
Доброта (существительное).
Добрый (прилагательное).
Долг − это чувство моральной необходимости выполнения своих обязанностей по отношению к другим людям, к обществу. Каждый человек видит по−своему, в чем его долг перед обществом, семьей и так далее. Следуя своему долгу, человек самоутверждается тем самым в жизни.
Упражнение 116. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните постановку или отсутствие тире между главными членами предложения. Для этого подчеркните главные члены и обозначьте части речи, которыми они выражены.
1. При мысли великой что я человек всегда возвышаюсь душою. (В. Жуковский)
2. (Не)довольство собою есть (не)обходимое условие разумной жизн.. . Только это (не)довольство побуждает к работе над собою. (Л. Толстой)
3. Быть а не казат(?)ся девиз который должен носить в своём сер(?)це каждый гражданин люб..щий свою родину. (Н. Пирогов)
4. Добро есть вечная, высшая цель нашей жизн.. . Как бы мы (не, ни)понимали добро жизнь наша есть (не)что иное, как стремление к добру. (Л. Толстой)
5. Самое редкое мужество это мужество мысли. (А. Франс)
6. Недописа(н, нн)ая мысль потеря(н, нн)ый клад. (Д. Менделеев)
7. (Не)ясность слова есть (не)изменный признак (не)ясности мысли. (Л. Толстой)
8. Язык инструмент; едва ли (не, ни)труднее он самой скрипки. Можно бы ещё заметить что посредственность как на одном так и на другом инструменте (не)терпима. (П. Вяземский)
Ответ
1. При мысли великой, что я (мест.) человек (сущ.), всегда возвышаюсь (глаг.) душою. (В. Жуковский)
2. Недовольство (сущ.) собою есть (глаг.) необходимое условие (сущ.) разумной жизни. Только это недовольство (сущ.) побуждает (глаг.) к работе над собою. (Л. Толстой)
3. Быть (н. ф. г.), а не казаться (н. ф. г.) − девиз (сущ.), который должен (кр. прил.) носить (н. ф. г.) в своём сердце каждый гражданин (сущ.), любящий свою родину. (Н. Пирогов)
4. Добро (сущ.) есть (глаг.) вечная, высшая цель (сущ.) нашей жизни. Как бы мы (мест.) ни понимали (глаг.) добро, жизнь (сущ.) наша есть (глаг.) не что иное, как стремление (сущ.) к добру. (Л. Толстой)
5. Самое редкое мужество (сущ.) − это мужество (сущ.) мысли. (А. Франс)
6. Недописанная мысль (сущ.) − потерянный клад (сущ.). (Д. Менделеев)
7. Неясность (сущ.) слова есть неизменный признак (сущ.) неясности мысли. (Л. Толстой)
8. Язык (сущ.) − инструмент (сущ.); едва ли не труднее (нареч.) он (мест.) самой скрипки. Можно бы ещё заметить (н. ф. г.), что посредственность (сущ.) как на одном, так и на другом инструменте нетерпима (кр. прил.). (П. Вяземский) (Повеств., невоскл., бессоюзное сложное, состоит из двух простых предложений).
Недовольство
Девиз − 2 слога.
д − [д'] − согл., звонк. парн., мягк. парн.
е − [э] − гласн., безуд.
в − [в] − согл., звонк. парн., мягк. парн.
и − [и] − гласн., ударн.
з − [с] − согл., глух. парн., тверд. парн.
5 б., 5 зв.
не что иное, как - устойчивое словосочетание, используется в качестве частицы, поэтому не является самостоятельным членом предложения