Ответы к странице 115

Упражнение 211. Диктант. Найдите односоставные предложения и надпишите над ними их вид.
Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие. Мир приме́т чрезвычайно разнообразен. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом. Каждую осень встречаешь всё ту же зарубку, сделанную на сосне. С каждым летом зарубка всё сильнее заплывает твёрдой золотистой смолой.
(По К. Паустовском)

Ответ

   Чтобы не заблудиться в лесах (безличное), надо знать (безличное) приметы. Находить приметы или самим создавать их — очень увлекательное занятие. Мир приме́т чрезвычайно разнообразен. Бывает очень радостно (безличное), когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом. Каждую осень встречаешь (определенно−личное) всё ту же зарубку, сделанную на сосне. С каждым летом зарубка всё сильнее заплывает твёрдой золотистой смолой.

Упражнение 212. Рассмотрите необычную картину К. Юона «Новая планета». Эта картина в символической форме напоминает нам о тех потрясениях, которые переживает человечество. Объясните, как художник передаёт космический масштаб происходящих событий. Что изображено на картине, какие краски преобладают? Поразмышляйте над тем, какие потрясения могут ждать человечество, что нужно сделать для того, чтобы их избежать. Запишите основные мысли для выступления на школьной конференции «Сохраним нашу планету, планету людей». Свою работу вы можете озаглавить: «Я предупреждаю...» Выступите как оратор, чтобы ваша речь была убедительна и эмоциональна.

Ответ

    Перед нами репродукция картины К. Юона. «Новая планета». Сразу в глаза бросаются красные оранжевые и желтые оттенки. Видимо, художник имел замысел передать рождение новой планеты или космическую катастрофу, а может – изобразить переселение человека на иную планету.
    Бoльшая часть картины – это огромные пучки света, похожие на лучи солнца на рассвете. Вокруг красной планеты показаны спутники: светлые, но холодные, неживые. В правой части картины изображена планета, похожая на нашу Землю. Вокруг нее светящийся ареол. Видимо, что−то случилось с этой планетой.
    На поверхности ближайшей к нам планете запечатлены люди. Все в разных позах: кто−то лежит на земле, кто−то восторженно поднял руки вверх, кто−то тянет их к новым планетам, а кто−то схватился за голову. У всех людей показаны разные эмоции: радость, восторг, грусть, отчаяние, страх. Это наводит на размышления: а что же на самом деле произошло в этом мире? Может, произошла катастрофа на Земле, и люди переселяются на другую планету? Если предположить, что это так, то становится интересно, в результате чего произошло это бедствие? Революция ли это, война? Ядерная или экологическая катастрофа?
    Не по себе становится от мысли, что мы можем потерять свою планету из−за своей безответственности. Всеми силами мы должны сохранить жизнь Земли, а значит, и нашу жизнь, и жизнь будущих поколений.

§37. Неполные предложения

* Прочитайте. Какие члены предложения пропущены в репликах этого диалога, кроме первой реплики?
Сохранился ли смысл, передаваемый этими пропущенными членами предложения?
− Я завтра уезжаю.
Она взглянула испуганно.
− Куда?
− В Смоленск.
− Зачем?

Ответ

В репликах пропущены подлежащее и сказуемое.
Смысл сохранился.