Ответы к странице 214

Упражнение 387. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Вставные конструкции, которых в тексте три, заключите в скобки. Подчеркните грамматические основы в простых предложениях в составе сложных; союзы, соединяющие части сложного предложения, заключите в овал.
• Укажите архаизмы, определите их значение.
В одной газете почти официальной сказано было что прадед мой Абрам Петрович Ганнибал крес(?)ник и воспита(н, нн)ик Петра Великого наперс(?)ник его как видно из собстве(н, нн)оручного письма Екатерины II отец Ганнибала покорившего Наварин см. памятник воздвигнутый в Царском Селе гр. Ф. Т. Орлову генерал−аншеф и проч. был куплен шкипером за бутылку рому. Прадед мой если был куплен то вероятно дёш..во но достался шкиперу коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе. Простительно выходцу (не)любить (ни, не)русских (ни, не)России (ни, не)истории её (ни, не)славы её. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших лет..писей пон..сить лучших сограждан и (не)довольствуясь совреме(н, нн)иками издеваться над гробами праотцов.
(А. Пушкин)

Ответ

   В одной газете (почти официальной) сказано было, что прадед мой Абрам Петрович Ганнибал, крестник и воспитанник Петра Великого, наперсник его (как видно из собственноручного письма Екатерины II), отец Ганнибала, покорившего Наварин (см. памятник воздвигнутый в Царском Селе гр. Ф. Т. Орлову), генерал−аншеф и проч. − был куплен шкипером за бутылку рому. Прадед мой если был куплен, то, вероятно, дёшево, но достался шкиперу, коего имя всякий русский произносит с уважением и не всуе. Простительно выходцу не любить ни русских, ни России, ни истории её, ни славы её. Но не похвально ему за русскую ласку марать грязью священные страницы наших летописей, поносить лучших сограждан и, не довольствуясь современниками, издеваться над гробами праотцов.

− шкипер − капитан парусного судна;
− всуе − напрасно;
− наперсник − любимец, пользующийся доверием;
− генерал−аншеф − высший генеральский чин в России 18 века.

Упражнение 388. Прочитайте текст предыдущего упражнения. Определите тему. Сформулируйте и запишите его основную мысль.

Ответ

Тема: история потомка А. А. Пушкина Абрама Петровича Ганнибала.
Основная мысль: не похвально за русскую ласку марать грязью нашу историю.

Упражнение 389. Спишите, вставляя подходящие по смыслу вводные и вставные конструкции (см. материал для справок). Используйте различные знаки препинания для выделения вводных и вставных конструкций.
Значение слова окно −−− далеко не исчерпывает его семантики. Окно −−− впускает в дом дневной свет, но в нашем сознании окна — это также ещё и глаза дома. −−− этимологически окно от ока, поэтому −−− дому −−− метафорически приписывается способность зрения. Окна смотрят, глядят в сад −−−.
(По Е. Верещагину и В. Костомарову)
Материал для справок: конечно; действительно; по Далю: «проём в стене для свету»; как одушевлённому существу; обращены в сторону сада; наверное.

Ответ

Значение слова окно (по Далю: «проём в стене для свету») далеко не исчерпывает его семантики. Окно, конечно, впускает в дом дневной свет, но в нашем сознании окна — это также ещё и глаза дома. Действительно, этимологически окно от ока, поэтому как одушевлённому существу − дому, конечно, метафорически приписывается способность зрения. Окна смотрят, глядят в сад обращены в сторону сада.