Ответы к странице 241

Упражнение 426. Укажите, в каких приведённых ниже отрывках из ученических сочинений цитаты:
1) не нужны, так как совершенно не подтверждают высказанную мысль или не дополняют её;
2) слишком велики и их можно сократить;
3) приведены неточно и их необходимо уточнить. Выпишите на каждый случай по одному примеру, внеся необходимые исправления.
• Объясните постановку тире в цитате из «Песни о Соколе» (исправив предварительно эту цитату).
Валек и Маруся жили очень бедно. У них даже не было собственного дома. Им приходилось ютит(?)ся в страшном каме(н, нн)ом подземелье, куда совсем не прон..кали лучи солнца, серые своды давили. Васе очень не понравилось в подземелье. В. Г. Короленко пишет: «Точно давят эти серые своды».
1. Остап и Андрий — дети одного отца, получили одинаковое воспитание. Остап из бурсы «в первый же год бежал», а Андрий «учился охотнее и без напряжения».
2. Не случайно стали крылатыми такие слова из «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых — вот смысл жизни!»
3. Во время казни отец Вареньки, «с белыми... подвитыми усами, белыми же, подведё(н, нн)ыми к усам бакенбардами и с зачёса(н, нн)ыми вперёд височками», шёл (не)отставая от того, кого наказывали, шёл «твёрдой подрагивающей походкой», «со своим румя(н, нн)ым лицом и белыми усами и бакенбардами».

Ответ

1. Цитаты не нужны, так как совершенно не подтверждают высказанную мысль или не дополняют её:
Остап и Андрий — дети одного отца, получили одинаковое воспитание. Остап из бурсы «в первый же год бежал», а Андрий «учился охотнее и без напряжения».
2. Цитаты слишком велики и их можно сократить:
Во время казни отец Вареньки, «с белыми... подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками», шёл не отставая от того, кого наказывали, шёл «твёрдой подрагивающей походкой», «со своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».
3. Цитаты приведены неточно и их необходимо уточнить:
Не случайно стали крылатыми такие слова из «Песни о Соколе»: «Безумство храбрых — вот смысл жизни!»
(Правильно: Безумство храбрых − вот мудрость жизни".)

• Между подлежащим и сказуемым ставится тире, потому что они выражены именами существительными.
Валек и Маруся жили очень бедно. У них даже не было собственного дома. (Повествовательное, невоскл., простое, односоставное, безличное, распр.) Им приходилось ютитья в страшном каменном подземелье, куда совсем не проникали лучи солнца, серые своды давили. Васе очень не понравилось в подземелье. В. Г. Короленко пишет: «Точно давят эти серые своды».

Упражнение 427. Запишите текст. Обратите внимание на способы цитирования. Выполните пунктуационный анализ текста. Разберите предложения с прямой речью.
«Природа, — утверждал Михаил Пришвин, — есть родина всех талантов, начиная от росинки−солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры».
А природа — это часть Родины. Общение с природой возвышает человека нравственно, воспитывает чувство прекрасного; она учит думать, мыслить образами, красками, звуками.
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.
В этой школе природы Есенин был учеником прилежным и неутомимым.
(С. Кошечкин)

Ответ

   «Природа, — утверждал Михаил Пришвин, — есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры». (Предложение с чужой речью, комментирующая часть находятся в середине предложения, поэтому она с двух сторон выделяются запятыми и тире. Чужая речь
пишется с большой буквы и заключается в кавычки. Предложение в чужой речи повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится завершающий знак — точка. Начиная от росинки−солнца и кончая талантами − деепричастные обороты, поэтому они выделяются запятыми. Сверкнувшей всеми огнями и переходящими в историю культуры−
причастные обороты, поэтому они выделяются запятыми.)
   А природа — это часть Родины. (Повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится завершающий знак — точка. Подлежащее и сказуемое выражены сущ. в им. п., поэтому между ними ставиться тире.)
Общение с природой возвышает человека нравственно, воспитывает чувство прекрасного; она учит думать, мыслить образами, красками, звуками. (Повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится завершающий знак — точка. Возвышает, воспитывает — однородные сказуемые, между ними нет союза «и» поэтому они разделяются запятой. Предложение сложное, первое простое предложение слишком распространено, поэтому между простыми предложениями в составе сложного ставится точка с запятой. Учит думать, мыслить — однородные сказуемые, между ними нет союза «и», поэтому они разделяются запятой. Образами, красками, звуками — однородные обстоятельства, между ними нет союза «и», поэтому они разделяются запятыми.)
О край разливов грозных
И тихих вешних сил,
Здесь по заре и звёздам
Я школу проходил.
(Цитирование стихотворения, поэтому оно выделено абзацем. Предложение повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится завершающий знак — точка. О край разливов грозных И тихих вешних сил — распространенное
обращение, поэтому оно выделяется запятой.)
В этой школе природы Есенин был учеником прилежным и неутомимым. (Повествовательное, невосклицательное, поэтому в конце ставится завершающий знак — точка. Прилежным и неутомимым — однородные определения, между ними есть союз «и», поэтому они не разделяются запятой.)