Ответы к странице 256

Упражнение 451. Спишите, раскрывая скобки. Выполните взаимопроверку. Что вам понадобилось определить, чтобы отличить производные предлоги от других частей речи? Сформулируйте вывод о связи орфографии и синтаксиса.
1. (В)течени.. нашего короткого путешествия лоцман не раз заглядывал в карту, чтобы внести небольшие изменения, появившиеся (в)течени.. реки.
2. (В)виду надвигающегося шторма кораблю пришлось постоянно находиться (в)виду берега.
3. Мой знакомый смотрел документальный сериал о разведчиках (в)продолжени.. целого года, а о дальнейшей судьбе героев узнал (в)продолжени.. книги.
4. (В)следстви.. болезни майор не мог участвовать (в)следстви.. по этому делу.
5. (В)последстви.. он вспоминал эту шкатулочку, (на)подоби.. растения, что−то (в)род.. листика.
6. Они говорили (на)счёт того, чтобы положить деньги (на)счёт в банке.

Ответ

1. В течение нашего короткого путешествия лоцман не раз заглядывал в карту, чтобы внести небольшие изменения, появившиеся в течении реки.
2. Ввиду надвигающегося шторма кораблю пришлось постоянно находиться в виду берега.
3. Мой знакомый смотрел документальный сериал о разведчиках в продолжение целого года, а о дальнейшей судьбе героев узнал в продолжении книги.
4. Вследствие болезни майор не мог участвовать в следствии по этому делу.
5. Впоследствии он вспоминал эту шкатулочку, наподобие растения, что−то вроде листика.
6. Они говорили насчёт того, чтобы положить деньги на счёт в банке.

Чтобы отличить производные предлоги от других частей речи, нужно задать к слову падежный вопрос или заменить синонимичным предлогом.
Правописание слов иногда зависит от их синтаксической роли.

Упражнение 452. Вы закончили изучение курса русского языка VIII класса. Прочитайте текст о выдающемся лингвисте XX века Викторе Владимировиче Виноградове, исследовавшем многие вопросы общего и русского языкознания (с некоторыми из них вы познакомились в этом учебном году).
Сколько частей вы выделите в этом тексте? Озаглавьте каждую из них. Какую из частей вам хотелось бы озвучить друзьям, знакомым, родным? Перескажите её.
ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИНОГРАДОВ
(1894—1969)
Виктор Владимирович Виноградов — крупнейший учёный, организатор отечественной филологической науки, академик Академии наук, ученик академика А. А. Шахматова. В. В. Виноградов был директором Института языкознания, затем директором Института русского языка АН. В. В. Виноградова отличала громадная эрудиция, глубокое знание истории русской литературы и русского языка, русской общественной жизни, исключительная осведомлённость в области истории русской лингвистической науки. В теории Виноградова в центре изучения языка стоят слово как центральная единица языковой системы и текст во всей его сложности. При его участии были созданы «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «Словарь современного русского литературного языка в 17−ти томах». Он был одним из инициаторов создания и редактором «Словаря языка А. С. Пушкина». Учение Виноградова о происхождении русского литературного языка и его отношении к языку церковно−славянскому отражает состояние первых этапов развития письменности на Руси и показывает истоки богатства русской стилистической системы, многообразия её функциональных разновидностей. Выделив исследование языка писателей в особую категорию филологических исследований, В. В. Виноградов изучал языковое творчество Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова−Щедрина, А. А. Ахматовой и др. В воспоминаниях современников В. В. Виноградов сохранился таким: «В нём, во всей его фигуре, элегантно и строго одетой, в его скупых жестах было природное достоинство. Он смотрел отдаляющим взглядом холодных серых глаз. Его голос, глуховатый и грассирующий, звучал отстранённо, без пафоса и эмоций. И взгляд, и голос делали его неуязвимым... Он не разговаривал на языке окружающих его "фигур", не смешивался с ними, не сводил с ними счётов, но умел отвечать остро и веско и не чуждался полемики. Он был не борец, а творец. Его творчество, рано начавшееся исследованием о старообрядцах, продолжалось до последних лет жизни.
Знаток и любитель русской словесности, Виктор Владимирович был учёным европейской культуры и европейской образованности».

Ответ

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ВИНОГРАДОВ
(1894—1969)
1. В. В. Виноградов − крупнейший учёный−филолог.
Виктор Владимирович Виноградов — крупнейший учёный, организатор отечественной филологической науки, академик Академии наук, ученик академика А. А. Шахматова. В. В. Виноградов был директором Института языкознания, затем директором Института русского языка АН.
2. Научная деятельность Виноградова.
В. В. Виноградова отличала громадная эрудиция, глубокое знание истории русской литературы и русского языка, русской общественной жизни, исключительная осведомлённость в области истории русской лингвистической науки. В теории Виноградова в центре изучения языка стоят слово как центральная единица языковой системы и текст во всей его сложности. При его участии были созданы «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «Словарь современного русского литературного языка в 17−ти томах». Он был одним из инициаторов создания и редактором «Словаря языка А. С. Пушкина».
3. Значение трудов Виноградова для русского языка.
Учение Виноградова о происхождении русского литературного языка и его отношении к языку церковно−славянскому отражает состояние первых этапов развития письменности на Руси и показывает истоки богатства русской стилистической системы, многообразия её функциональных разновидностей. Выделив исследование языка писателей в особую категорию филологических исследований, В. В. Виноградов изучал языковое творчество Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова−Щедрина, А. А. Ахматовой и др.
4. Воспоминания современников о Виноградове.
В воспоминаниях современников В. В. Виноградов сохранился таким: «В нём, во всей его фигуре, элегантно и строго одетой, в его скупых жестах было природное достоинство. Он смотрел отдаляющим взглядом холодных серых глаз. Его голос, глуховатый и грассирующий, звучал отстранённо, без пафоса и эмоций. И взгляд, и голос делали его неуязвимым... Он не разговаривал на языке окружающих его "фигур", не смешивался с ними, не сводил с ними счётов, но умел отвечать остро и веско и не чуждался полемики. Он был не борец, а творец. Его творчество, рано начавшееся исследованием о старообрядцах, продолжалось до последних лет жизни.
Знаток и любитель русской словесности, Виктор Владимирович был учёным европейской культуры и европейской образованности».