Ответы к странице 113

§36. Рассуждение

Упражнение 206. Прочитайте и озаглавьте текст. Выделите в нём три части (тезис, аргументы, вывод). Спишите текст, вставляя в зависимости от содержания слова хочу (я хочу) или хочется (мне хочется), хотелось. Обоснуйте свой выбор.
Волевой человек поступает так, как хочет, а слабовольный так, как ___ . В этом и вся разница между ними.
Учатся в одном классе две девочки. Обе увлеклись фигурным к..танием на коньках. Маша сказала: «___ получить по фигурному к..танию разряд». Катя присоединилась к ней. (В)начале всё своё свободное время обе девочки стали отводить конькам, ходили на занятия, смотрели соревнования по фигурному к..танию. Но прошло месяца полтора, и отношение подруг к любимому делу стало различным. Катя всё чаще говорила: «Сегодня пойду в кино, на занятия идти не __», «Сегодня холодно, __ пос..деть дома с книгой». На следующий год Маша получила спортивный разряд. Катя с зав..стью сказала: «Какая ты счастливая, выучилась фигурному к..танию. И мне ___, да вот не вышло».
Для кого главные слова — «хочется», «не хочется», тот вряд(ли) доб(?)ётся многого.

Ответ

Тезис: Волевой человек поступает так, как хочет, а слабовольный так, как хочется. В этом и вся разница между ними.
Аргументы: Учатся в одном классе две девочки. Обе увлеклись фигурным катанием (катится) на коньках. Маша сказала: «Хочу получить по фигурному катанию (катится) разряд». Катя присоединилась к ней. Вначале (=сперва) всё своё свободное время обе девочки стали отводить конькам, ходили на занятия, смотрели
соревнования по фигурному катанию (катится). Но прошло месяца полтора, и отношение подруг к любимому делу стало различным. Катя всё чаще говорила: «Сегодня пойду в кино, на занятия идти не хочется», «Сегодня холодно, хочется посидеть (сидя) дома с книгой». На следующий год Маша получила спортивный разряд. Катя с
завистью (завистивый) сказала: «Какая ты счастливая, выучилась фигурному катанию (катится). И мне хотелось, да вот не вышло».

Вывод: Для кого главные слова — «хочется», «не хочется», тот вряд ли
(част.) добьётся (разделит. Ь) многого.

Слабовольный

Hазряд [разрат] − 2 слога
р − [р] − согл., тверд. парн., звонк. непарн.
а − [а] − гласн., безударн.
з − [з] − согл., тв. парн., звонк. парн.
р − [р’] − согл., мягк. парн., звонк. непарн.
я − [а] − гласн., ударн.
д − [т] − согл., тверд. парн., глух. парн.
6 б., 6 зв.

Упражнение 207. Сочинение. Часто ли вы принимаете какие−то решения? Посадить, например, дерево, навестить заболевшего друга? И если вы выполнили свой собственный наказ, у вас спокойно и радостно на душе. Если вы научитесь быть верным своему слову в малом, научитесь этому и в большом.
Всегда ли вы держите слово? Напишите рассуждение на эту тему. Озаглавить сочинение можно известной пословицей «Слово делом крепи».

Ответ

             Слово делом крепи
    Бывает, что нужно сделать какое−то дело: помочь родителям, поддержать друзей. Всегда ли мы готовы сделать то, чего от нас ждут? Всегда ли готовы пожертвовать собой, своим временем, своими интересами?
Например, мама попросила тебя сбегать в магазин за продуктами. А ты согласился, но не идешь: устал после школьных уроков и домашнего задания и никуда выходить не хочешь. Мама загрустила, что ей не удастся приготовить на ужин то, что она планировала. Сможешь ли спокойно лежать на диване и смотреть телевизор или читать книгу? Неужели не будет у тебя угрызений совести, что ты не выполнил мамину просьбу? И наоборот – как будет приятно помочь маме, которая тоже устала за день, но старается для своей семьи!
    Всегда нужно держать свое слово и помогать близким. Если научишься быть верным своему слову в малом, сможешь быть верным и в большом.

Упражнение 208. Изложение. Прочитайте текст. Определите его стиль. Найдите слова, в которых сформулирована основная мысль текста. Составьте опорный конспект. Найдите односоставные предложения и определите их вид. Какие из односоставных предложений являются счастью сложных предложений? Подчеркните грамматические основы односоставных предложений. Определите, какие знаки препинания пропущены.
Можно много написать о Мещёрск..м кра.. . Можно написать что этот край очень богат лесами и торфом сеном и картофелем молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то что она богата что она даёт обильные ур..жаи и природные её силы можно и..пользовать для нашего благосостояния!
Не только за это мы любим родные места. Мы любим их ещё за то что, даже (не)богатые, они для нас пр..красны.
Мещёрский край на первый взгляд — это тихая и (не)мудрая земля под (не)ярким небом. Но чем больше узнаёшь её всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придёт(?)ся защищать свою страну то где(то) в глубине сердца я буду знать что я защищаю и этот клоч..к земли научившей меня вид.ть и понимать пр..красное...
(По К. Паустовскому)

Ответ

    Можно много написать о Мещёрском крае (Безличное). Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи, и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния!
    Не только за это мы любим родные места. Мы любим их ещё за то что, даже небогатые, они для нас прекрасны.
    Мещёрский край, на первый взгляд, — это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаёшь её, всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придётся защищать свою страну, то где−то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научившей меня видеть и понимать прекрасное...
(По К. Паустовскому)

Опорный конспект
Можно много писать о природных богатствах Мещёрского края. Неужели мы можем любить землю только за её богатства!
Мы любим родные места за то, что они для нас прекрасны.
Чем больше узнаёшь Мещерский край, тем больше любишь его. Если придется защищать свою страну, то я буду знать, что защищаю этот клочок земли.