Ответы к странице 119
Упражнение 217. Иногда ученики в своих сочинениях злоупотребляют местоимением я. Страдает этим недостатком и приведённое здесь сочинение. Спишите, выделив 3−4 абзаца и устранив в сочинении излишнее повторение местоимения я. Для этого замените некоторые двусоставные предложения односоставными. Таким образом вы устраните недостаток текста, который в разговорном стиле называется «яканье». В словаре русского языка «яканье» определяется так: «Слишком часто, хвастливо упоминать себя в речи, произнося Я».
Я просыпаюсь в семь часов утра. Но сразу вылезать из−под тёплого одеяла я (не)хочу. Проход..т десяток минут. Всё(таки) я должен вставать. Медле(н, нн)о светлеет за окном. Я решительно поднимаюсь, делаю зарядку и занимаюсь утре(н, нн)им туалетом. Теперь я не чу(?)ствую холода. Из кухни доносится мамин голос. Я могу завтракать. В окно я вижу спешащих в школу друзей. После завтрака (на)ходу я начинаю впопыхах искать портфель. Он как сквозь землю провалился. Я должен заниматься (не)предвиденными поисками. Ура! Я нашёл! Но в нём я (не)нахожу тетради (по)русскому языку. Она почему(то) оказывается под столом. Я стремглав выбегаю на улицу. Медлить я (не)могу. Я делаю поворот и выхожу к площади. Вот я и в школе.
Ответ
Я просыпаюсь в семь часов утра. Но сразу вылезать из−под тёплого одеяла не хочу. Проходит десяток минут. Всё−таки надо вставать. Медленно светлеет за окном. Решительно поднимаюсь, делаю зарядку и занимаюсь утренним туалетом. Теперь я не чувствуется холода.
Из кухни доносится мамин голос. Можно завтракать. В окно я вижу спешащих в школу друзей. После завтрака на ходу начинаю впопыхах искать портфель. Он как сквозь землю провалился. Надо заниматься непредвиденными поисками. Ура! Нашёл! Но в нём нет тетради по русскому языку. Она почему−то оказывается под столом.
Стремглав выбегаю на улицу. Медлить нельзя. Я делаю поворот и выхожу к площади. Вот и школа.
Спешащих − причастие.
I. Друзей (каких?) спешащих.
Н. ф. − спешащий.
II. Пост. − несов. вид, действит.; непост. − Р. п., мн. ч., наст. вр..
III. Друзей (каких?) спешащих.
Выбегаю − глагол.
I. Я (что делаю?) выбегаю.
Н. ф. − выбегать.
II. Пост. − неперех., несов. вид, 1 спр.; непост. − изъявит. накл., наст. вр., 1 л., ед. ч.
III. Я (что делаю?) выбегаю.
Упражнение 218. Прочитайте вслух стихотворение. Укажите односоставные предложения и определите их вид.
Скрип моей колыбели!
Скрип моей колыбели!
Смутная грёза жизни,
Зимний покой в избе.
Слышу тебя издалёка,
Скрип моей колыбели,
Помню тебя изглубока,
Песню пою тебе.
Сколько прошло морозов!
Сколько снегов промчалось!
Сколько в полях сменилось
Пахарей и гонцов!
Скрип моей колыбели!
Жизни моей начало.
Скрип моей колыбели!
Думка моих отцов.
(Н. Тряпкин)
Ответ
Скрип моей колыбели!
Скрип моей колыбели! (назывное)
Смутная грёза жизни, (назывное)
Зимний покой в избе. (неполное, опущено сказуемое)
Слышу тебя издалёка, (определенно−личное)
Скрип моей колыбели, (назывное)
Помню тебя изглубока, (определенно−личное)
Песню пою тебе. (определенно−личное)
Сколько прошло морозов! (безличное)
Сколько снегов промчалось! (безличное)
Сколько в полях сменилось
Пахарей и гонцов! (безличное)
Скрип моей колыбели! (назывное)
Жизни моей начало. (назывное)
Скрип моей колыбели! (назывное)
Думка моих отцов. (назывное)
(Н. Тряпкин)
Скрип (сущ.) моей (мест.) колыбели (сущ.)! (Побудительное, воскл., простое, односост., назывное, распр., не осложнено)
Слышу (сущ.) тебя (мест.) издалёка (нареч.)... (Повествовательное, невоскл., простое, односост., опред.−личное, распр., не осложнено)