Ответы к странице 131

Упражнение 236. Прочитайте текст. Выделите в нём два абзаца. Письменно сформулируйте его основную мысль.
Сколько однородных членов может быть в предложении? Очевидно, столько, сколько предметов, признаков, явлений и т. п. объединено в класс, группу по сходству или различию. Например, в "Обратном словаре русского языка" среди 125 тысяч слов содержится 56 332 имени существительного. допустим, мы бы начали предложение так: «Именами существительными являются...», а затем стали бы перечислить все 56 382 существительных. Теоретически предложение с таким количеством однородных членов возможно. Практически же количество однородных членов в речи колеблется от двух до девяти. Это определяется особенностью человеческой памяти. Объём кратковременной памяти характеризуется ограниченным временем хранения информации (до 30 секунд) и ограниченным количеством удерживаемых элементов (7+2). Отсюда и ограничение в речи количества однородных членов. Другое дело − долговременная память, объём информации и длительность хранения в которой не ограничены.

Ответ

    Сколько однородных членов может быть в предложении? (Вопросительное, невосклицательное, простое, безличное, распространенное, не осложнено). Очевидно, столько, сколько предметов, признаков, явлений и т. п. объединено в класс, группу по сходству или различию. Например, в "Обратном словаре русского языка" среди 125 тысяч слов содержится 56 332 имени существительного. допустим, мы бы начали предложение так: «Именами существительными являются...», а затем стали бы перечислить все 56 382 существительных. Теоретически предложение с таким количеством однородных членов возможно. Практически же количество однородных членов в речи колеблется от двух до девяти.
Это определяется особенностью человеческой памяти. Объём кратковременной памяти характеризуется ограниченным временем хранения информации (до 30 секунд) и ограниченным количеством удерживаемых элементов (7+2). Отсюда и ограничение в речи количества однородных членов. Другое дело − долговременная память, объём информации и длительность хранения в которой не ограничены.
Основная мысль текста: из−за ограниченного объема кратковременной памяти человека в речи используется ограниченное количество однородных членов.

Упражнение 237. В какой речи − устной или письменной − авторы обычно употребляют больше однородных членов? Почему?

Ответ

Больше однородных членов авторы обычно употребляют в письменной речи. Это объясняется тем, что восприятие устной речи ограничено объемом кратковременной памяти. В письменной же речи возможно более детальное описание.

Упражнение 238. Прочитайте текст, в котором говорится о двух близнецах Лиз и Джесси. Чем они различаются и что у них общего? Ответить на этот вопрос вам поможет схема, где знак = обозначает тождество, а различия ( непохожесть). Сколько частей в этом тексте? Можно ли назвать его сравнительной характеристикой? Почему?
Близнецы, но характеры совсем не похожи → Отношение к учебе. Лиз ≠ Джесси. Но: Джесси помогает Лиз → Внешний вид. Лиз = Десси. Многие их не различают
Многие считают, что близнецы во всём одинаковы. Но характеры Лиз и Джесси совсем непохожи.
Лиз всегда очень внимательна на уроках и прилежно выполняет домашние задания. Бывает, она часами играет и не скучает.
Джесси наоборот. Она может замечтаться на уроке или начать перебрасываться записками со своими подружками.
Джесси частенько просит Лиз помочь, особенно с математикой.
Лиз делает это с удовольствием, ведь они не только близнецы, но к тому же и лучшие подруги.
Сёстры Уэйкфилд − единственные близнецы в школе Ласковой Долины. У обеих − длинные светлые волосы с чёлками и большие лукавые зеленовато−голубые глаза. И они почти всегда одинаково одевались, но Джесси часто предпочитала розовый цвет. а Лиз − голубой. Несмотря на это, многие совершенно не различали сестёр. Лишь прочитав имена на их браслетах, можно было точно сказать, кто есть кто.
(Ф. Паскаль)

Ответ

Лиз и Джесси имеют одинаковый внешний вид: многие их не различают, но они очень отличаются по характеру и отношению к учебе.
В тексте шесть частей. Он представляет собой сравнительную характеристику, потому что автор описывает сходство и указывает на различие двух героинь литературного произведения.