Ответы к странице 71-72

Упражнение 119. Допишите предложения, попробуйте охарактеризовать великих соотечественников. Сообщите о том, кто этот человек и чем он знаменит. Употребите в предложениях составные именные сказуемые с различными связками: нулевой, связками есть, был, стал, является.
Образец. Иван Петрович Павлов − великий учёный−физиолог, является создателем учения об условных рефлексах.
1. Михаил Илларионович Кутузов — —.
2. Павел Степанович Нахимов — —.
3. Николай Михайлович Пржевальский — —.
4. Михаил Иванович Глинка — —.
5. Георгий Константинович Жуков — —.
6. Юрий Алексеевич Гагарин — —.
7. Михаил Васильевич Ломоносов — —.

Ответ

Михаил Илларионович Кутузов — русский генерал−фельдмаршал, главнокомандующий во время Отечественной войны 1812 года, является полным кавалером ордена Святого Георгия.
Павел Степанович Нахимов — выдающийся русский флотоводец, является героем обороны Севастополя.
Николай Михайлович Пржевальский — российский военный деятель, генерал−майор (1856), географ, стал организатором нескольких экспедиций в Центральную Азию.
Михаил Иванович Глинка — великий русский композитор, основоположник русской классической музыки, русского бельканто, является автором таких известных произведений как опера «Руслан и Людмила», «Камаринская» симфония и «Вальс−фантазия», «Патетическое трио» и многих других.
Георгий Константинович Жуков — великий полководец, Маршал Советского Союза, был Министром обороны СССР.
Юрий Алексеевич Гагарин — русский летчик−космонавт, является первым в мире человеком, совершившим 12 апреля 1961 полет в космос на космическом корабле−спутнике "Восток".
Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный−естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик, является основоположником Московского университета.

Упражнение 120. Диктант. Перед написанием диктанта объясните употребление тире; раскройте скобки. Обратите внимание на знаки препинания в сложном предложении!
1. Нет, (не)только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и (на)яву. Тут главное — уметь (во)время отвернуться. Тут самое главное — не ранить сердце ребёнка, что(бы) он (не)увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (М. Шолохов)
2. Благодарность (не)есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость, (не)быть благодарным — подлость. (В. Ключевский)

Ответ

1. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главноеуметь вовремя отвернуться. Тут самое главноене ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза. (М. Шолохов)
2. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности — глупость, не быть благодарным — подлость. (В. Ключевский)

Инфинитив является подлежащим, если находится в начале предложения. 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

§23. Роль второстепенных членов предложений

* Вспомните, что вы знаете о второстепенных членах предложения.
Какие члены двусоставного предложения составляют его грамматическую основу? Какие члены предложения распространяют грамматическую основу? Как они называются?
На какие группы делятся второстепенные члены?
На какие вопросы отвечает дополнение? определение? обстоятельство?
Из предложений какого столбца можно понять, что они заимствованы из фантастической повести?
Какие слова вносят эту информацию? Какими членами предложения они являются?

Ответ

Какие члены двусоставного предложения составляют его грамматическую основу? Подлежащее и сказуемое.
Какие члены предложения распространяют грамматическую основу? Как они называются?
Второстепенные члены предложения: дополнение, обстоятельство, определение.
На какие группы делятся второстепенные члены?
По характеру значения и синтаксической роли в предложении второстепенные члены
делятся на три группы: дополнения, определения и обстоятельства.
На какие вопросы отвечает дополнение? определение? обстоятельство?
Определения отвечают на вопросы какой? чей? Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.
Из предложений какого столбца можно понять, что они заимствованы из фантастической повести?
Из предложений правого столбца.
Какие слова вносят эту информацию? Какими членами предложения они являются? Дополнения, обстоятельства и определения вносят дополнительную информация и являются второстепенными членами предложения.