Ответы к странице 78-79

Упражнение 131. Прочитайте отрывок из статьи А. Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург», законченной в январе 1835 года. О каких чертах русского крестьянина говорит великий поэт? Какова основная мысль отрывка? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы простых предложений в составе сложных. Укажите прямые дополнения при сказуемых, выраженных переходными глаголами с отрицательной частицей не. В каком падеже они употреблены? Подчеркните прямые и косвенные дополнения.
Взгляните на русского крестьянина: есть(ли) и тень рабского унижения в его поступках и речи? О его смел..сти и смышлё(н, нн)ости и говорить (не)чего. Проворство и ловкость удивительны. Путешестве(н, нн)ик ездит из края в край России (не)зная ни одного слова (по)русски и везде его понимают исполняют его требования заключают с ним условия. (Ни)когда (не)встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud (простофиля) (никогда (не)заметите в нём (не, ни)грубого удивления (не, ни)невежест−венного презрения к чужому. В России нет человека, который(бы) (не, ни)имел своего собстве(н, нн)ого жилища. Нищий уходя скитаться по миру оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роск..ши у нас (не, ни)иметь коровы есть знак ужас(?)ной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывает(?)ся по (не, ни)скольку раз в день...

Ответ

   Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского унижения в его поступках и речи? О его смелости и смышлёности и говорить нечего. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край России, не зная ни одного слова по−русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия. Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud (простофиля), никогда не заметите в нём ни грубого удивления (прям., доп., сущ., Р. п.) ни невежественного презрения (прям., доп., сущ., Р. п.) к чужому. В России нет человека, который бы не имел своего собственного  жилища (прям., доп., сущ., Р. п.). Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши, у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день...

А. С. Пушкин говорит о смелости, смышлености, проворстве, ловкости и чистоплотности русского крестьянина.
Главная мысль отрывка в том, что русский крестьянин самодостаточен и внутренне свободен.

Упражнение 132. В черновиках А. Пушкина к «Путешествию из Москвы в Петербург» то же содержание изложено как разговор с англичанином−попутчиком. Ниже этот диалог приведён в сокращении.
Прочитайте. Найдите слова, которыми характеризует англичанин русского крестьянина. Есть ли среди этих слов дополнения?
Охарактеризуйте русского крестьянина 30−40−х годов XIX века по текстам упр. 131 и 132. Выделите в обоих текстах общее при характеристике духовных качеств, ума, физического облика, отношения к чужеземному. Запишите составленный вами текст.
Подле меня в карете сидел англичанин лет 36; я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?
Англичанин. Английский крестьянин.
Я. Как? Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба?
Он. Что такое свобода?
Я. Свобода есть возможность поступать по своей воле.
Он. Следственно, свободы нет нигде, — ибо везде есть или законы, или естественные препятствия.
Я. Так, но разница покоряться предписанным нами самими законам или повиноваться чужой воле.
Он. Ваша правда. [Но разве народ английский участвует в законодательстве? Разве власть не в руках малого числа? Разве требования народа могут быть исполнены его поверенными?]
Я. Что поразило вас более всего в русском крестьянине?
Он. Его опрятность, смышлёность и свобода.
Я. Как это?
Он. Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлёности говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия; никогда не встречал я между ими то, что соседи наши называют un badaud , никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. Переимчивость их всем известна; проворство и ловкость удивительны...
Я. Справедливо; но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?
Он. Взгляните на него: что может быть свободнее его обращения? Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?
Я. Не удалось.
Он. Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого. Вы не видели раболепного поведения Нижней палаты перед Верхней, джентльменства перед аристократией, купечества перед джентльменством, бедности перед богатством, повиновения перед властью...

Ответ

Слова, которыми характеризует англичанин русского крестьянина: опрятность, смышлёность и свобода. О его смышлёности говорить нечего.
Описание русского крестьянина
Русский крестьянин 30−40−х годов XIХ века достаточно смышленый, смелый, проворный ловкий. Они ездят из края в край по России, не зная ни одного слова, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают условия. При этом он не грубый, нет в нем невежественного презрения к чужому. Русский крестьянин очень опрятный. Он каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки.