Ответы к странице 50

Упражнение 80. Прочитайте предложения, делая паузы там, где они обозначены. Как изменяется смысл предложения с изменением интонационного членения предложения? Приведите подобные примеры.
Катя вспомнила //: сестра / забыла взять книгу.
Катя, / вспомнила сестра, / забыла взять книгу.

Ответ

Катя вспомнила //: сестра / забыла взять книгу.
Катя, / вспомнила сестра, / забыла взять книгу.
В первом предложении книгу забыла сестра, а во втором предложении книгу забыла Катя, то есть с изменением интонационного членения предложения меняется лицо, которое забыло книгу.
Лена утверждала//: Катя/ допустила ошибку.
Лена/, утверждала Катя/, допускала ошибку.

Упражнение 81. Прочитайте предложения в соответствии с интонационными схемами. Какие оттенки значения передаёт интонация? В каких ситуациях могут быть использованы эти предложения?

Ответ

В предложениях первой группы с помощью повышения голова в начале предложения и понижения в конце, а также восклицательной интонации передается восхищение говорящего.

Вторая группа предложений тоже восклицательная, но произносятся несколько иначе: в первом предложении голос понижается на первом слове, а второе произносится более протяжно. Во втором предложении протяжно произносим первый звук, а третье предложение произносится с повышением тона вначале. Скорее всего, эти предложения могут выражать разочарование.

Упражнение 82. Прочитайте предложения так, чтобы вопрос соответствовал ответу, помещённому справа.
Маша вчера уехала в Суздаль?
Да, уехала.
Нет, не в Суздаль, а во Владимир.
Да, вчера.
Нет, не Маша, а её сестра.

Сегодня будет зачёт по литературе?
Нет, не будет.
Да, сегодня.
Нет, не по литературе, а по истории.

Ответ

Маша вчера уехала в Суздаль? Да, уехала.
Маша вчера уехала в Суздаль? Нет, не в Суздаль, а во Владимир.
Маша вчера уехала в Суздаль? Да, вчера.
Маша вчера уехала в Суздаль? Нет, не Маша, а её сестра.
Сегодня будет зачёт по литературе? Нет, не будет.
Сегодня будет зачёт по литературе? Да, сегодня.
Сегодня будет зачёт по литературе? Нет, не по литературе, а по истории.