Ответы к странице 40
Упражнение 64. Спишите и укажите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях. Укажите формы зависимого слова, по которым вы определили вид связи.
Равнодушный человек, пользоваться компьютером, обид..л (не)нароком, где(то) р..стёт, успеет до ра(с, сс)вета, занимаюсь историей, собрался в лес, инициатива прекращения, курс реформ, стратегия уничтожения, анализировать это, обсуждение кандидатуры, адресова(н, нн)ы читателям, факты утраты, правовое государство, показывает сходство, гарантия успеха, тёплый приём, политика соз..дания.
Ответ
Равнодушный человек (согласование, И.п., м.р., ед.ч.),
пользоваться компьютером (управление, Т.п.),
обидел (1 спр.) ненароком (=случайно) (примыкание, неизм.),
где−то (−то, −либо, −нибудь) растёт (черед. корень −раст−) (примыкание,
неизм.),
успеет до рассвета (СС на стыке морфем) (управление, Р.п.),
занимаюсь историей (управление, Т.п.),
собрался в лес (управление, В.п.),
инициатива прекращения (управление, Р.п.),
курс реформ (управление, Р.п.),
стратегия уничтожения (управление, Р.п.),
анализировать это (управление, В.п.),
обсуждение кандидатуры (управление, Р.п.),
адресованы (кр.прич.) читателям (управление, Д.п.),
факты утраты (управление, Р.п.),
правовое государство (согласование, И.п., ср.р., ед.ч.),
показывает сходство (управление, В.п.),
гарантия успеха (управление, Р.п.),
теплый прием (согласование, И.п., м.р., ед.ч.),
политика созидания (управление, Р.п.).
Упражнение 65. Составьте такие словосочетания со словами обсудить, подчеркнуть, объяснить, определить, продумать, рекламировать, изложить, чтобы в них была подчинительная связь — управление. Зависимое слово употребите в винительном падеже без предлога.
Образец. Установить (что?) истину (В. п.).
Ответ
Обсудить (что?) новости (В. п.),
подчеркнуть (что?) ошибки (В. п.),
объяснить (что?) правила (В. п.),
определить (что?) направление (В. п.),
продумать (что?) план (В. п.),
рекламировать (что?) товар (В. п.),
изложить (что?) суть (В. п.).
Упражнение 66. Нормативно ли построение данных словосочетаний?
Молодая доцент, внимательная доктор, красные и зелёные шары красные и зелёный шары, большой соня, ужасный неряха, талантливая профессор.
Ответ
Молодой доцент, внимательная доктор, красные и зелёные шары красные и зелёный шары, большой соня, ужасный неряха, талантливый профессор.
Со словами доцент и профессор лучше употребить прилагательные в мужском роде, даже если речь идет о женщине. В остальных случаях словосочетания построены нормативно.
Упражнение 67. Преобразуйте глагольные словосочетания в именные по образцу. Какие из словосочетаний вы предпочли бы использовать в деловой речи?
Образец:
х Уважать ↷ культуру В.п. (глагольное).
х Уважение ↷ к культуре Д.п. (именное).
х Уважение ↷ культуры Р.п. (именное).
Строить дворцы. Создавать государство. Возрождать традицию. Развивать промышленность. Изучать музыку. Получить письмо. Концентрировать ресурсы. Про..влять добр..ту. Исп..лнять обяза(н, нн)ости. Любить красоту. Обличать зло. Пр..одолеть пр..пятствие. Пр..высить скорость.
Ответ
х Строить ↷ дворцы В.п. (глагольное). х Строительство ↷ дворцов Р.п. (именное).
х Создавать ↷ государство В.п. (глагольное). х Создание ↷ государства Р.п. (именное).
х Возрождать ↷ традицию В.п. (глагольное). х Возрождение ↷ традиции Р.п. (именное).
х Развивать ↷ промышленность В.п. (глагольное). х Развитие ↷ промышленности Р.п. (именное).
х Изучать ↷ музыку В.п. (глагольное). х Изучение ↷ музыки Р.п. (именное).
х Получить ↷ письмо В.п. (глагольное). х Получение ↷ письма Р.п. (именное).
х Концентрировать ↷ ресурсы В.п. (глагольное). х Концентрация ↷ ресурсов Р.п. (именное).
х Проявлять ↷ доброту В.п. (глагольное). х Проявление ↷ доброты Р.п. (именное).
х Исполнять ↷ обязанности В.п. (глагольное). х Исполнение ↷ обязанностей Р.п. (именное).
х Любить ↷ красоту В.п. (глагольное). х Любовь ↷ к красоте Р.п. (именное).
х Обличать ↷ зло В.п. (глагольное). х Обличение ↷ зла Р.п. (именное).
х Преодолеть ↷ препятствие В.п. (глагольное). х Преодоление ↷ препятствия Р.п. (именное).
х Превысить ↷ скорость В.п. (глагольное). х Превышение ↷ скорости Р.п. (именное).