Ответы к странице 237

Упражнение 419. Придумайте рассказ по данному началу. Как могли встретить в классе ребята маленького и щупленького новичка? Что могло произойти в оставшиеся до звонка четыре минуты? И что потом? Озаглавьте свой рассказ. Введите в него диалог.
Огоньков пришёл в наш класс в конце четверти. Маленький, худощавый, он остановился в дверях. До звонка оставалось минуты четыре...

Ответ

             Хоккеист Огоньков
Огоньков пришёл в наш класс в конце четверти. Маленький, худощавый, он остановился в дверях. До звонка оставалось минуты четыре... Хулиган−второгодник Степа Грибов, который был почти в два раза больше новенького, деловито подошел к нему, присмотрелся и с сарказмом произнес:
— Кабинетом ошибся, первоклашка?
Огоньков молчал.
— Как твоя фамилия? – пробасил Грибов.
— Огоньков, − тихо сказал новенький. – Меня зовут Витя Огоньков.
— Фамилия как у тренера нашей хоккейной сборной, − сказал кто−то из мальчиков.
— Огоньков! А ты случаем не хоккеист? – захохотал Грибов.
— Хоккеист. А это мой отец, − еще тише сказал Огоньков.
— Кто? Огоньков? Виктор Огоньков? Он твой отец? – заговорили наперебой мальчики.
— Да. Виктор Огоньков, тренер сборной по хоккею, он – мой отец, − улыбнулся новенький. – Меня и назвали как отца.
— Да ладно? А ты нас с ним познакомишь? А у него можно попросить автограф? – опять заверещал класс.
— Конечно, я познакомлю вас, − снова улыбнулся Витя.
— Я ни одного матча сборной не пропустил, − пробасил Грибов. – Ты не обижайся на меня. Договорились? Я тоже хочу познакомиться с Виктором Огоньковым.
Прозвенел звонок, и ученики разошлись по своим местам. Но ребятам не терпелось поговорить с сыном известного тренера. На перемене все обступили Огонькова. Витя оказался интересным собеседником. Больше всего вопросов задавал Степа Грибов, впоследствии ставший лучшим другом Вити Огонькова, и не пропускавший теперь не только матчи сборной, но и игры с участием своего друга.

Упражнение 420. Перед вами картина В. Репки «Водитель Валя». Опишите внешность девушки (лицо, руки, осанку). Что бы вы могли сказать о её характере? Представьте себе, что вы − журналист и вам поручили взять интервью у Вали − победителя конкурса «Лучший водитель нашего города». Запишите ваши вопросы и предполагаемые ответы.

Ответ

    Перед нами картина В. Репки «Водитель Валя». На ней изображена девушка−водитель, сидящая за рулем автобуса. Она внимательно смотрит вперед, на дорогу. Лицо девушки спокойно, но сосредоточено на движении. Об этом же свидетельствует и осанка – спина ровная, напряженная. Руки водителя лежат на руле, обхватывая его. Возможно, перед нами ответственная и уверенная в себе девушка, любящая свою работу.
Как правило, профессия водителя – это мужская профессия. Но в каждом правиле есть исключения. Таким исключением в своей профессии является Валентина – победитель конкурса «Лучший водитель нашего города». После оглашения результатов конкурса нам удалось задать Вале несколько вопросов.
— Валентина, поздравляем Вас с победой в конкурсе!
— Спасибо! Для меня это очень неожиданно. Я совсем не рассчитывала на победу. Непросто девушке соревноваться с опытными мужчинами.
— Почему Вы выбрали эту профессию?
— Мой папа работал водителем грузовика и часто брал меня с собой. И я грезила, что когда−нибудь буду сама водить большие машины. Дома ставила стулья рядами и сажала на них игрушки, а сама садилась впереди, представляя себя водителем. Наверное, можно сказать, что у меня исполнилась мечта детства.
— Что самое сложное в профессии водителя?
— Ответственность. Я перевожу самое ценное – людей. Это и дети, и старики. Любое мое неловкое движение может привести к травме пассажиров. А ситуации на дороге, к сожалению, бывают разными.
— Спасибо за интервью, Валя. Успехов Вам в работе!

§72. Цитата

Упражнение 421. Укажите, какие из приведённых автором цитат:
1) доказывают истинность высказанного положения;
2) иллюстрируют высказанную мысль. Какие из этих цитат выделены кавычками (без абзаца), а какие − абзацем (без кавычек)?
Назовите в комментирующей части глаголы и относящиеся к ним слова, указывающие на характер речи.
«Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя», — так трогательно обращался Пушкин к своей няне. Неграмотная крепостная крестьянка Арина Родионовна много лет прожила в семье Пушкиных, вынянчила их детей. Особенно она привязалась к Александру. Мальчик очень любил сказки, которые няня каждый вечер ему рассказывала. Песни, поговорки, легенды — всё хранила её прекрасная память.
В годы михайловской ссылки няня была единственным другом поэта. «С нею только мне не скучно», — писал Пушкин. Тоску зимних вечеров, которые они коротали вместе, он чудесно передал в стихотворении «Зимний вечер»:
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Как и в детстве, поэт просил няню:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла...
В своём стихотворении, посвящённом Михайловскому (1835), поэт с грустью вспоминал умершую уже няню: Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет...
(Е. Фрейдель)

Ответ

1) доказывают истинность высказанного положения:
«Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя», — так трогательно обращался Пушкин к своей няне.
Тоску зимних вечеров, которые они коротали вместе, он чудесно передал в стихотворении «Зимний вечер»:
Наша ветхая лачужка
И печальна, и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Как и в детстве, поэт просил няню:
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла...
В своём стихотворении, посвящённом Михайловскому (1835), поэт с грустью вспоминал умершую уже няню: Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет...
2) иллюстрируют высказанную мысль:
«С нею только мне не скучно», — писал Пушкин.
слова, указывающие на характер речи:
трогательно обращался, чудесно передал, вспоминал с грустью.

Вынянч и ла

Сказки − 2 слога;
с − [с] − согл., глух. парн., тв. парн.
к − [к] − согл., глух. парн., тв. парн.
а − [а] − гласн., ударн.
з − [с] − согл., глух. парн., тв. парн.
к − [к’] − согл., глух. парн., мягк. парн.
и − [и] − гласн., безударн.
6 б., 6 зв.