Ответы к странице 90

Упражнение 151. Опишите свой режим дня (в один из дней недели). Подчеркните обстоятельства времени.

Ответ

    Мы встаем в 7 часов утра. Папа и мама собираются на работу, а мы с сестрой – в школу. Умываемся, одеваемся, завтракаем и в 7.45 выходим из дома. Уроки начинаются в 8.30 и заканчиваются в 14.15, потом я иду в музыкальную школу. В 15.30 я возвращаюсь домой. Отдыхаю, читаю, делаю уроки. Если погода хорошая, то иду гулять с друзьями. Ужинаем в 20.00. В 10 часов вечера принимаю душ и ложусь спать.

Упражнение 152. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Какие слова используют авторы, чтобы передать звучание колоколов в зависимости от событий, о которых звон извещает? Какими членами предложения являются эти слова?
Обстоятельства образа действия
как? каим образом?
Звонят гудят колокола... Большие — размеренно низко словно иерихонские трубы; поменьше — часто весело с задорным перезвоном. Иногда величаво и торжественно иногда скорбно и печально порой призывно тревожно взволнованно. Звонят возвещая о свадьбах и похоронах созывая прихожан на молитву собирая народ на сход. Гудят если где пожаром занялась деревня река из берегов вышла или ещё какое−то несчастье. Гонец примчится с недоброй вестью что враг близко — бьют в набат яростно во всю силу. Отразили нашествие выстояли победили — и от края до края плывёт густой малиновый звон прославляя мужество защитников родной земли оплакивая павших в честном бою.
(По А. Ополовникову, Г. Островскому)

Ответ

   Звонят, гудят колокола... Большие — размеренно, низко, словно иерихонские трубы; поменьше — часто, весело, с задорным перезвоном. Иногда величаво и торжественно, иногда скорбно и печально, порой призывно, тревожно, взволнованно. Звонят, возвещая о свадьбах и похоронах, созывая прихожан на молитву, собирая народ на сход. Гудят, если где пожаром занялась деревня, река из берегов вышла, или ещё какое−то несчастье. Гонец примчится с недоброй вестью, что враг близко — бьют в набат яростно, во всю силу. Отразили нашествие, выстояли, победили — и от края до края плывёт густой малиновый звон, прославляя мужество защитников родной земли, оплакивая павших в честном бою.

   Чтобы передать звучание колоколов в зависимости от событий, о которых он извещает, автор использует обстоятельства образа действия, подчеркнутые в тексте, которые выражаются наречиями, деепричастными оборотами или существительным с предлогами.

Упражнение 153. Выразительно прочитайте стихотворение А. Ахматовой. Укажите обстоятельства. Определите их вид по значению. Укажите способы их выражения.
Один идёт прямым путём,
Другой идёт по кругу
И ждёт возврата в отчий дом,
Ждёт прежнюю подругу.
А я иду — за мной беда,
Не прямо и не косо,
А в никуда и в никогда,
Как поезда с откоса.

Ответ

Один идёт прямым путём (фразеолог., образа действия),
Другой идёт по кругу (сущ. с предл., образа действия)
И ждёт возврата в отчий дом (словосочет., места),
Ждёт прежнюю подругу.
А я иду — за мной беда,
Не прямо (нареч.) и не косо (нареч., образа действия),
А в никуда (нареч., места) и в никогда (нареч., времени),
Как поезда с откоса (сравнит. оборот, образ действия).

Упражнение 154. В тексте выделены обстоятельства причины и цели Чем они выражены? Поставьте вопросы к этим обстоятельствам. Подчеркните обстоятельства места и времени.
1. Пл..вец с усталост.. в сон крепкий погрузился.
2. Вещуньина с похвал вскружилась голова, от радост.. в зобу дыханье спёрло.
3. Ягнёнок в жаркий день заш..л к ручью напит(?)ся.
4. По улицам слона в..дили, как видно, (на)показ.
5. Почуя серого так бли..ко забияку, псы залились в хлеву и рвут(?)ся вон на драку.
6. Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш стари(н, нн)ый сват и кум, приш..л мирит(?)ся к вам, совсем не ради ссоры.
(И. Крылов)

Ответ

                     отчего?
1. Пловец с усталости (сущ.) в сон крепкий погрузилсях.
                         отчего?
2. Вещуньина с похвал вскружиласьх голова,
                     отчего?
от радости (сущ.) в зобу дыханье спёрлох.

3. Ягнёнок в жаркий день
                     зачем?
зашёлх к ручью напиться (н.ф.г.).

4. По улицам слона
                     зачем?
водилих, как видно, напоказ (нареч.).
                   почему?
5. Почуя (дееприч. об.) серого так близко забияку, псы залилисьх в хлеву и рвутся вон на драку.

6. Друзья! К чему (мест. с предл) весь этот шумх? Я, ваш старинный сват и кум,
                     зачем?
пришёлх мириться (н.ф.г.) к вам, совсем не ради (сочет. слов.) ссоры.